Wise-Travel - отзывы туристов со всего мира
Вход войти    регистрация
 
 
 

Путешествуйте с нами


  • Делиться впечатлениями
  • Писать отзывы
  • Добавлять фотографии
  • Создать свою карту путешествий
  • Общаться и находить друзей



регистрация простая и не займет много времени


Другие интересные отзывы

ТУРЦИЯ.Объект №485

Наш гид — мудрый человек. Поэтому, для поездки к объекту №485, мы были беспощадно подняты в 6 часов утра. Час отводился на сборы и завтрак, а в семь мы уже были на пути к объекту. Путь оказался совсем близким, и уже через полчаса мы подходили к северной окраине Объекта. В ста метрах от нас уже можно было разглядеть силуэты обглоданных временем надгробий. Каменные плиты их были иссечены ветром и дождём и покрыты пятнами лишайников, под которыми с трудом читались полустёртые надписи-эпитафии.



Причина нашего столь раннего появления здесь проста – очень хотелось побывать здесь до прибытия многочисленных орд туристов и как следует всё осмотреть. А смотреть здесь было на что. Не зря это место взято под опеку ЮНЕСКО и включено в список объектов Мирового Наследия за инвентарным нумером 485. Туристам предлагают посетить этот объект, именуя его в экскурсионном каталоге как «Памуккале». Хотя точнее было бы назвать его природно-археологический объект «Памуккале - Иераполь». На первый взгляд, кажется, что рассказ нужно начинать с античного города Иераполь, а заканчивать описанием природного феномена Памуккале. Но, подумав, я всё же решил начать со второго.


Итак, это смешное слово, которое мне на слух представляется финским, особенно, если делать ударение на «У», на самом деле – два слова: «памук» и «кале». В переводе с турецкого они означают «хлопковый замок». Хотя русским виды Памуккале скорее напоминают снег, но всё же понятно, что туркам ближе образ хлопка. По легенде титаны собирали хлопок, и оставили сушить собранный урожай на скале, а тот превратился в камень. Позднейшие исследования в области ботаники, минералогии, антропологии и генной инженерии доказывают, что легенда эта вымысел — никаких титанов не существовало, а хлопок упорно не хочет превращаться в камень. Ни под каким соусом. Что же на самом деле представляет собой этот удивительный в своей красоте феномен? Представьте себе равнину, на которой в результате сейсмической активности произошёл сдвиг земной коры и один пласт поднялся на 70 метров, превратившись в плоскогорье или плато. На территории этого плато в результате разломов стали выходить на поверхность термальные источники. Горячая вода, насыщенная гидрокарбонатом кальция, выходила на поверхность и стекала вниз на равнины. На поверхности происходила, похоже, следующая реакция: Ca (HCO3) 2 -> CaCO3 + CO2 + H2O. Таким образом, получившаяся в результате реакции вода стекала по склону, углекислый газ уходил в атмосферу, а карбонат кальция оседал на поверхность почвы, образуя белоснежный налёт. Но никакие описания химических реакций, естественно, не передадут красоту и величие этого места. Даже сфотографировать достойно и то, как оказалось, тяжело. Вода, стекающая по склонам, образует каскады чашеобразных террас, называемых травертинами. Хотя, это отчасти не совсем верно, потому что травертин – это, собственно, минерал (известковый туф) образующийся на основе солей кальция. Название этого минерала происходит от латинского lapis tiburtinus, что переводится как «тиборский камень». Тибор (современный Тиволи в Италии) был раньше местом добычи известкового туфа. К слову сказать, именно этим камнем выложен один из наиболее известных исторических памятников – Римский Колизей. Подобные террасы встречаются также в Китае (заповедник Хуанлун) и США (Йеллоустоунский национальный парк). Естественно, что для российских туристов наиболее доступны к осмотру по расстоянию (а, следовательно, и по деньгам) турецкие травертины Памуккале.


Но вернёмся к истории. Люди с давних времён обратили внимание, что источники этой местности исцеляют от некоторых заболеваний. И поэтому охотно селились в окрестностях Хлопкового Замка. Ранние археологические находки по возрасту относят к 1900-2000 годам д.н.э. Очевидно, что места это были заселены всё время. Скорее всего, это были лувийские поселения, или каких-нибудь родственных им племён. После этого, где-то в середине первого тысячелетия д.н.э. на месте Иераполя было довольно большое поселение – Идра – один из значительных культурных центров на территории Малой Азии тех лет. Годы шли, а люди продолжали жить и строить под сенью неспокойной горы Чёкелез. И молиться о своём здоровье Асклепию и дочери его - Гигиеи.


Существует несколько заблуждений относительно истории города. Гиды, дабы упростить её, рассказывают туристам, что город был построен около 190 года д.н.э. А основателем города считается пергамский царь Эвмен II. Это не совсем так. Город был основан как курорт. А царю Эвмену он был пожалован римлянами как награда за военный союз в битве при Магнезии, в которой был разбит Селевкид Антиох III Великий. И случилось это на самом деле в 190 г.н.э. Вторая неточность связана с происхождением название города. Как объяснили гиды, происходит оно от греческих слов «хиера» - священный и «полис» - город. Название могло возникнуть от свойств местных термальных источников, исцелявших людей от многих недугов, от большого количества храмов и святилищ, либо же от имени жены царя – Хиеры. Такая версия приводится в русской Википедии. Такая же версия была популярна и среди русскоговорящих гидов. На самом же деле это не совсем точно. Жену Эвмена II звали Стратоника. Хиера же была женой Телефа (по преданию он был сыном самого Геракла и Авги) – мизийского царя и, предположительно, основателя города Пергам. Когда греки шли походом на Трою, они сначала напали на Пергам, возможно спутав его с Троей, а возможно из-за существовавшего в те времена военного союза между Пергамом и Троей. Как бы то ни было, Хиера (которая была по происхождению амазонкой) билась вместе со своим мужем против иноземных захватчиков. И была сражена на поле греческим воином Нереем. Позже войска захватчиков были изгнаны и Телеф вместе со своей женой стали считаться народными героями. Так что вполне возможно, что пергамский царь Эвмен II назвал город в честь почитаемой среди мизийцев царицы-патриотки, геройски павшей во имя родины.


Безотносительно этимологии возникновения названия, семантика остаётся прежней. Или, говоря проще, не важно в честь источников, храмов или царицы был назван город, переводится его название всё равно как «священный город». Кстати, полное название города стоит произносить как Иераполь Фригийский (не путать с «фригидный»). Атрибут «Фригийский» добавляется, чтобы отличать его от другого города – Иераполя Сирийского. Оба этих города связаны с деяниями апостола Филиппа. Но об этом – чуть позже.


Спустя совсем небольшое время с момента основания город переходит под управление Рима. Это происходит в 133 году д.н.э. Неизвестно как так получилось, но последний из пергамских царей, сын Эвмена II-го, Аттал III завещал всё своё царство Риму, процарствовав всего четыре с небольшим года. В 17 и 60 гг. н.э. город серьёзно страдает от землятрясений, каждый раз перестраивается, постепенно утрачивая эллинский вид, приобретая всё больше черт типичного для тех времён римского города. Скорее всего, после прочтения этих строк, у вас возникнет вполне логичный вопрос – когда же, наконец, я закончу этот нуднейший монолог и перейду к собственным впечатлениям. Что ж, постараюсь немного отвлечься.Для меня, как не очень большого знатока античной архитектуры, было довольно трудно отличать развалины эллинского периода от римских. Храмы себе как храмы. Колонны как колонны. Зато воображение живо создавало реконструкции городских улиц. Я чуть обогнал нашу группу и шёл сам, а за спиной были слышны голоса наших туристов, но слов уже было не разобрать. Моя фантазия рисовала мне картину пробуждающегося города, в котором люди спешат по своим делам, переговариваясь между собой по дороге. Главная улица – Колонная – постепенно заполняется людьми и вот уже утро бодро барабанит сандалиями по каменным мостовым.


Естественно, огромное впечатление на меня произвёл некрополь. В Иераполе самый большой из сохранившихся античных некрополей Малой Азии. В утренней тишине этот город мёртвых казался особенно торжественным под лучами восходящего солнца. Был, знаете, некий контраст: с одной стороны - могилы и склепы с высеченными на них эпитафиями, при виде которых понимаешь всю бренность своего бытия. С другой стороны — вот в щель между могильными плитами пробился росток, вот ящерка пробежала по шершавому пятнистому камню надгробия, и ты понимаешь, что, не смотря ни на что, жизнь берёт-таки своё. И мы живём, а пока живём нужно это ценить.Собственно, а почему в Иераполе такой большой некрополь? Этот вопрос напросился у меня сам собой. Наш гид объяснила, что город, имевший славу оздоровительного курорта, привлекал к себе огромное количество больных людей. В том числе и безнадёжно больных. Методов точной диагностики в те времена не было, и люди шли в святой город в надежде на чудесное излечение. Но, к сожалению, не все заболевания можно вылечить термальными источниками. Поэтому, часто больные, пришедшие в последней надежде на излечение, умирали прямо в городе.


О том, насколько город был развит, можно судить по развитости его инфраструктуры. В городе существовал театр на 15 000 человек, бани, водопровод. Происходили гладиаторские поединки, что, кстати, тоже не в малой степени способствовало росту некрополя. Кроме гладиаторских боёв Иераполь часто служил местом проведения всевозможных фестивалей и спортивных состязаний. В Римский период население города достигало около 100 000 человек, что в те времена позволяло считать его очень крупным городом. Хотя по площади его значительным не назовёшь: он занимал площадь около 1 кв. километра. Улицы были спланированны компактно, "решёткой". План города был типичен для времён его основания.


Большое значение Иераполь Фригийский имеет и для всего христианского мира. Связано это с тем, что в нём проповедовали апостолы Филипп и Варфоломей из числа двенадцати. Я не смог найти подтверждение тому, что они пришли в этот город вместе. Но, вероятнее всего, так и случилось. Оба апостола были родом из одного городка (Вифсаиды) и это Филипп привёл к Христу Варфоломея. Так что, скорее всего, они путешествовали и проповедовали сообща. Кроме того, с ними была и сестра Филиппа – Мариам. Их миссионерский путь пролёг через Сирию, где в Иераполе Сирийском Филипп совершал чудеса. Там же фарисеи хотели расправиться с апостолом, но не решились – у Аристарха, начальника стражи, которого священнослужители подстрекали к насилию, отнялась рука, когда он хотел ударить апостола. Позже Филипп вылечил её молитвой. Не раз жизням миссионеров грозила смертельная опасность. Но Божий промысел назначил апостолам иную участь. Он прошёл Сирию, Малую Азию. Затем посетил Лидию и Мизию. Затем отправился во Фригию. Там он пришёл в Иераполь и обнаружил, что городской храм посвящён Ехидне, а люди поклоняются змеям. Вероятно, ехидной была какая-то большая змея. Так или иначе, молитвой апостол умертвил животное и начал проповедовать, творя чудеса. В числе чудес было и исцеление немощной руки тогдашнего правителя города – Анфипата. Женщина была так благодарна Богу и апостолу, что приняла безоговорочно христианство, уверовав в Иисуса Христа. Жрецы храма Ехидны убедили правителя схватить проповедников и казнить. Обоих апостолов распяли перед храмом. Но в тот момент случилось землетрясение. Апостолы молились за людей их распявших. И землетрясение чудесным образом остановилось. Погибли только жрецы и правитель. Люди, ставшие этому очевидцами, стали требовать у стражи снятия апостола с креста. К сожалению, от полученных ран и пережитого Филипп скончался. А оставшийся в живых Варфоломей крестил на месте уверовавших.


Дробление Римской Империи привело город в 395 н.э к переходу под управление Византии. Константин Великий присваивает ему статус столицы Фригии и назначает здесь епископство. Город существует ещё 700 лет, постепенно приходя в упадок. С ослаблением Византийской Империи и ростом военного потенциала турок и их активной захватнической деятельности в 1097 н.э. город попадает под управление туркам. И долгое время является спорной территорией, меняя патронов. И лишь в 1210 окончательно достаётся туркам. После этого город существует ещё более трёх веков и, к сожалению, в 1534 гибнет от сильнейшего землетрясения. Возникают новые разломы, подземные ключи меняют своё местоположение. На месте некогда примечательного фонтана, возникает разлом из которого бьёт вода, насыщенная радоном. Ныне это место облагородили предприимчивые турки и сделали платную купальню, которую назвали «Ancient Pool» (Античный Бассейн). В русских экскурсионных программах он часто обозначается как «Бассейн Клеопатры». Почему? - Одна Клеопатра знает. Считается очень полезным принимать ванны в этом источнике. Да, по правде сказать, ещё и приятно. Радон поднимается пузырьками в кристальной воде, покрывая всё тело и щекотя кожу.


Дробление Римской Империи привело город в 395 н.э к переходу под управление Византии. Константин Великий присваивает ему статус столицы Фригии и назначает здесь епископство. Город существует ещё 700 лет, постепенно приходя в упадок. С ослаблением Византийской Империи и ростом военного потенциала турок и их активной захватнической деятельности в 1097 н.э. город попадает под управление Сельджукам. И долгое время является спорной территорией, меняя патронов. И лишь в 1210 окончательно достаётся туркам. Раскопки города начались 1887 году Карлом Хуманном. Этот известный немецкий археолог подарил миру Пергам, а Берлинскому Музею — знаменитый Пергамский Алтарь. До исследований Хумана город не был скрыт от глаз людей под толщей песка. Его развалины так и стояли на плато, служа убежищем для изгоев и прокажённых. Но это было очень давно. Теперь это место внесено в реестр ЮНЕСКО и пользуется значительной популярностью среди туристов. В окрестностях построено множество отелей, что говорит о постоянном интересе к этому месту. И это не случайно, ведь природно-архитектурный ансамбль Памуккале-Иераполь включен в заветный список ЮНЕСКО аж по трём критериям одновременно: объект культурного наследия исчезнувшей цивилизации, объект исключительным образом иллюстрирует архитектуру определённой исторической эпохи, объект является уникальным или редким природным феноменом.


Конечно, довольно трудно за один неполный день успеть детально ознакомиться со всеми достопримечательностями этого места. Я думаю, что человеку увлекающимуся историей не хватило бы и недели. Но, увы, мы исходили из того, что имели - типовой экскурсии. Типовой, в полном значении этого слова благодаря нашему гиду она конечно же не была. Что касается её содержательной части. Но была ограничена регламентом по времени. Но тут уж ничего не поделаешь. Нужно заказывать индивидуальный тур. Хотя, если вы не профессиональный историк, то вам вполне хватит и типовой экскурссии. Сказать честно, я остался очень доволен экскурсией. Впечатлений осталось море, фотоаппарат не успевал снимать. За два дня экскурсии «Эфес — Памуккале» я буквально переполнился впечатлениями. Солнце, красивейшие пейзажи, интересные истории, купание ночью в гейзерах и развалины древних городов.


Наш автобус неспешно катил обратно к Мармарису, а мы, уставшие, слушали рассказ гида о молодых годах жизни первого президента Турции Кемаля, прозванного потом Отцом Турков. Как и всегда, выяснилось, что у великого политика на личном фронте всё обстояло гораздо печальнее, чем на общественном. История в общем-то очень печальная, но речь сейчас не о ней. Я же, обложившись купленными во время экскурсии книгами, маниакально их штудировал, помня, что перед приездом в Мармарис гид снова устроит состязание на предмет того, кто лучше всех усвоил пройденный материал. Те, кто читал мой очерк о Дальяне, поймут, о чём я. Так что к моменту начала опроса я был более чем подготовлен и начитан всех наивных и ничего не подозревавших туристов в автобусе. Стоит ли говорить, что победа далась мне малой кровью — половина туристов просто спала, а половина отвечала крайне вяло, разморенные долгой дорогой (слабаки!). В итоге я выиграл карту, в которой были указаны все стоящие внимания достопримечательности Турции.


Я сидел в автобусе, изучал карту. И чем больше я на неё смотрел, тем сильнее осознавал, что я увидел Турцию с самого краешка и моё знакомство со страной ещё только-только начинается.



Мой жж: oskanov

Автор: oskanov (все рассказы автора) (оценка читателей 4 из 5)

Комментарии
NIK61, 17 января 2016 4:45
Хороший сайт. Хорошие рассказы. Отличные фото. Но почему все прячутся за вопросительными знаками???

ответить
 

29 апреля 2015 9:13
!S!WCRTESTTEXTAREA000001!E!

ответить
 

99999999, 29 июля 2012 9:47
!S!WCRTESTTEXTAREA000000!E!

ответить
 

29 мая 2012 2:42
Спасибо огромное за интересный экскурс в историю! Мы с подругой тоже были на такой экскурсии в конце апреля. Красота неимоверная. Удачно ехать туда весной, когда не так жарко и цветут маки. У Ефремова в "Таис Афинской" упоминается Гиераполис с чудесным озером Артемиды, обладающим чудодейственными свойствами.

ответить
 

25 сентября 2011 7:41
Турки "плохо позиционируют свою историю" потому что это не их история, а история завоеванных и разграбленных ими государств!

ответить
 

4 августа 2011 10:36
хуйня полная жопастая

ответить
 

17 декабря 2011 8:09
далбан ты вредный

ответить
 

natalia-sokolov, 9 декабря 2009 9:56
Спасибо большое за информацию. Мне довелось побывать в Памуккале в 50-градусную жару, после того, как протаскали по всем центрам торговли, посему до гробниц дойти не смогла, рискуя там и остаться, а лежала под пальмой и поливалась холодной водой. Жаль, что турки плохо позиционируют свою историю, зато чрезмерно увлекаются торговыми центрами. С уважением Наталья

ответить
 

AlinaMolodec, 12 июня 2015 1:12
О да, турки ориентированы на это

ответить
 

9 декабря 2009 10:01
Да, к сожалению, даже наш выдающийся гид был грешен тем же. Но к сожалению они тем и живут - такова система. Так что если заходите восполнить пробелы по истории - милости прошу в мой журнал. Там есть ещё несколько о Турции.

ответить
 


Оставьте сообщение:
 


Wise-Travel.ru — отзывы туристов

2007-2016, help@wise-travel.ru