Wise-Travel - отзывы туристов со всего мира
Вход войти    регистрация
 
 
 

Путешествуйте с нами


  • Делиться впечатлениями
  • Писать отзывы
  • Добавлять фотографии
  • Создать свою карту путешествий
  • Общаться и находить друзей



регистрация простая и не займет много времени


Другие интересные отзывы

Ворота Кёнигсберга. Часть II: Фридрихсбургские и Бранденбургские ворота

Оставив позади Железнодорожные ворота, я вышел на ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße), а затем на Гвардейский проспект (ранее Deutschordenring). Мой дальнейший путь лежал в направлении автомобильного и железнодорожного моста через реку Преголя.

Через пару сотен метров передо мной возникла огромная громада двухъярусного моста, а чуть правее проглядывалось здание бывшей станции Holländerbaum, сохранившейся до наших дней. Сейчас в этом здании расположилась Калининградская областная таможня.




Но, прежде чем вступить на мост, я решил подойти к краю набережной, чтобы полюбоваться видом реки Преголя, все еще скованной льдом, и припорошенной блестящим на солнце снегом.

Была довольно ясная погода и противоположный берег хорошо просматривался. Там, гордо возвышаясь над невысокими складскими постройками, виднелись мощные башни Фридрихсбургских ворот. Именно эти ворота и являются следующей остановочной точкой нашего путешествия.




Сделав несколько кадров, видневшихся на противоположном берегу, ворот, я направился к громыхающему двухъярусному мосту (бывш. Reichsbahnbrucke). Оригинальный мост был взорван отступающими немцами в 1945 году, но уже в 1959-60 гг. мост был полностью восстановлен и перестроен. Уникальный механизм, разворачивающий 1000-тонную махину всего за 2.5 минуты, был безвозвратно уничтожен, поэтому современный мост приобрел новый, уже вертикальный, разводной механизм, исправно работающий и по сей день.




Стоит заметить, что здесь, недалеко от моста, на пересечении ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße) и набережной Маршала Баграмяна (бывш. Holländerbaum Straße), ранее находились еще одни ворота – Холлэндербаумские, которые были снесены в начале XX века.

Перейдя мост, заворачиваем налево на ул. Портовую (бывш. Friedrichsburger Straße), где, среди многочисленных складов и автоцентров, расположены, интересующие нас, Фридрихсбургские ворота (нем. Friedrichsburg Tor). Забегая вперед, скажу, что данные ворота не имеют отношения к городским воротам Кёнигсберга, так как они вели не в город, а в небольшой форт, но, тем не менее, они по-своему красивы и интересны.




Давным-давно, в 1657 году, на левом берегу Прегеля, для защиты Кёнигсберга со стороны моря, а также контроля водного пути к крепости Пиллау, по приказу курфюрста бранденбургского Фридриха Вильгельма, была заложена крепость Фридрихсбург, а одноименные ворота, построенные несколько позже, выполняли пропускную функцию через защитный вал крепости.







Проект крепости был разработан прусским инженером и математиком Христианом Оттером (1598—1660). Ему принадлежит изобретение голландской системы постройки крепостей, которую он успешно применил и при строительстве крепости Фридрихсбург, окружив ее широким, заполненным водой рвом. Строительством крепости руководил Георг Нойманн. Первым же комендантом крепости Фридрихсбург был назначен голландский инженер-полковник Герхард фон Бельгульм.







По форме небольшая крепость напоминала правильный квадрат, с четырех сторон защищенная земляными бастионами. Внутри крепости располагались казармы, тюрьма, продовольственные и оружейные склады, таможенная служба и небольшая кирха. В 1858 году модернизированная крепость, получившая статус форта, вошла в состав Второго вального укрепления. Тогда же, по проекту Фридриха Августа Штюлера, со стороны города, к форту были пристроены кирпичные Фридрихсбургские ворота.




Ворота, поражающие своей тяжеловесностью, были построены из обожжённого клинкерного кирпича в стиле Тюдор – английском течении неоготики. Своды сквозного проезда выполнены в традиционном бочарном стиле, а казематов, расположенных по бокам ворот, в крестовом.




Если внимательно приглядеться к воротам, то мы увидим, что стены, а также сложные архитектурные украшения над въездной аркой выполнены из кирпича различного цвета и формы, что говорит о высоком мастерстве строителей XIX века. На лицевом фасаде ворот до наших дней сохранилась черная готическая надпись «Friedrichsburg» и горельеф прусского орла.

Слева и справа от арочного прохода расположены массивные круглые башни, украшенные декоративными зубцами. Необычны и интересны названия башен: "Рубин", "Жемчуг", "Алмаз" и "Смарагд (Изумруд)". Каждая башня имеет шесть круглых и четыре стрельчатых окна - бойниц.




23 августа 1910 года форт перестал быть военным объектом, и был передан управлению Имперской железной дороги, а через 10 лет бастионы были полностью разобраны, а рвы засыпаны, чтобы освободить место под железнодорожные пути товарной станции и не мешать строительству железнодорожного моста.




После Великой Отечественной войны ворота были сильно повреждены и находились под угрозой сноса, однако в 1960 году они все же получили статус Памятника архитектуры, но это не спасало их от дальнейшего разрушения и бесхозности.




И вот, совсем недавно, наконец-то, наступил светлый период в послевоенной истории ворот. Разрушающиеся ворота взял под свое крыло Музей Мирового океана. По ФЦП «Культура» было выделено более 20 млн. рублей на реставрацию и придание воротам изначального архитектурного образа. Сложность заключается в том, что для реставрации ворот требуется особый кирпич, закупаемый в Латвии, а уже на месте из него вырезаются нужные фигурные элементы.

Директор компании ООО «Азимут-строй», выполняющей реставрацию ворот, Александр Фещенко говорит, что, в сравнении с Королевскими воротами, здесь дела обстоят намного сложнее, так как для многочисленных элементов требуется 46 видов разных кирпичей.




По завершению всех работ, ворота примут долгожданных гостей уже в статусе филиала Музея Мирового океана. Планируется, что музейные площади будут посвящены истории кораблестроения, будет открыт центр реставрации подводных археологических находок, площадь перед воротами будет украшена красивым фонтаном, а также в планах открытие миникафе.

В заключение рассказа о Фридрихсбургских воротах, я хочу отметить еще один интересный исторический факт. В 1697 году крепость Фридрихсбург, с целью обучения артиллерийским навыкам, посетил Петр I.

Бранденбургский полковник фон Штернфельд, выступивший в роли учителя, дал высокую оценку своему ученику. По возвращении в Москву Петр I получил аттестат, в котором говорилось: «Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника»




Последний раз оглядев взглядом запорошенные снегом ворота, между башен которых проглядывали лучики зимнего солнца, я направился дальше по ул. Портовой и, вскоре, завернул на ул. Серпуховскую (бывш. Knochen Straße), которая в свою очередь вывела меня на ул. Багратиона (бывш. Alter Garten Straße).

На этой улице расположены следующие ворота на нашем маршруте – Бранденбургские (нем. Brandenburg Tor) – единственные из семи сохранившихся городских ворот Кёнигсберга, которые выполняют свою транспортную функцию и по сей день.




Название ворот происходит от орденского замка Бранденбург на реке Фришинг, руины которого до сих пор сохранились в современном пос. Ушаково Багратионовского района. Именно через эти ворота и шла брусчатая дорога из Кёнигсберга в сторону замка Бранденбург.




Датой постройки значится 1860 год. Автором проекта фасада Бранденбургских ворот, как и Фридрихсбургских, является талантливый военный инженер Фридрих Август Штюлер. Ворота вошли в состав Второго вального укрепления и служили для пропуска пешеходов и транспорта через земляной вал у бастиона Бранденбург.




Данные ворота, выполненные в неоготическом стиле, в архитектурном плане чуть более легковесны, в сравнении с остальными городскими воротами. По обеим сторонам от двух симметричных арочных проема для проезда, находятся небольшие казематы с амбразурами. Раньше эти помещения служили для охраны и таможенной службы, а сейчас в них расположился известный в городе магазин «Рамки и рамочки».




Стены казематов выполнены из клинкерного кирпича; цоколь облицован гранитными плитами в технике квадр, а фасады декорированы резным камнем и мелкой пластикой.




Над двумя лучковыми арками ворота украшены очень красивыми «вимпергами» — римскими фронтонами с гранеными башенками — «фиалами».




Фронтоны по краям украшены стилизованными цветками из песчаника — «крабами», а навершия — «крестоцветами». Полубашенки соединены между собой зубчатыми парапетами.




«Тимпаны» (поля фронтонов) декорированы со стороны города горельефами, с другой стороны — гербами. Автор скульптурной пластики — Вильгельм Людвиг Штюрмер.




Горельефы ворот изображают портреты военных генералов, союзников России в борьбе с наполеоновской Францией: военного инженера Германа фон Бойена (слева) и генерал-лейтенанта Эрнста Людвига фон Астера (справа).

Герман фон Бойен родился в городе Кройцбург (современный пос. Енино Багратионовского района) и известен тем, что принимал активное участие в войнах с Наполеоном, сражался в битвах под Лейпцигом, Лионом и Парижем. При его участии в Пруссии была введена система воинской повинности. На месте его родового имения до сих пор находится забытый и полуразрушенный памятник этому выдающемуся человеку...




Второй горельеф принадлежит Эрнсту Людвигу фон Астеру, также активному участнику сражений с наполеоновской Францией. Однако наибольшую известность ему принесла работа над проектом крепостных сооружений Второго вального укрепления.




Во время Второй мировой войны Бранденбургские ворота пострадали, относительно, не сильно. В поствоенное время использовались, как склад и пребывали в общем запущении. И только лишь в 1960 году, постановлением Совета Министров РСФСР, Бранденбургские ворота были объявлены памятником градостроительства и архитектуры республиканского значения...




Яркое, но все еще холодное февральское солнце подсвечивало старинные стены ворот — безмолвных свидетелей богатой истории Кёнигсберга. Устремленные ввысь фронтоны красиво смотрелись на фоне голубого неба, наверное, также, как и полтора века назад, приковывая взгляд случайного прохожего.




Хотелось бесконечно долго смотреть на ворота и вереницу машин, проезжающих через них, но мой путь лежал дальше — в сторону Южного вокзала, где в сотне метров от ворот, на участке старинной стены расположены памятные горельефы, информирующие нас, что здесь в XIX веке были упокоены профессора - ректоры Кёнигсбергского университета «Альбертина».




Это философ Кристиан Якоб Краус (1753-1807) (нем. Christian Jacob Kraus), анатом и физиолог Карл Фридрих Бурдах (1776-1847) (нем. Karl Friedrich Burdach), именем которого назван нервный пучок в задних столбах спинного мозга, обеспечивающий осязание и глубокую чувствительность нижних конечностей и нижних отделов туловища и филолог Людвикас Реза (1776-1840) (нем. Liudvikas Gediminas Rėza).




Кстати, на горельефе известнейшего литовского поэта допущена непростительная ошибка в имени (ЛюдвиГас вместо ЛюдвиКас), но пускай это будет на совести автора данного памятного знака. Еще добавлю, что в Калининграде в 2000 году, в сквере литовских городов-побратимов на пересечении ул. Каштановая аллея и пр. Победы, торжественно был открыт памятник Людвикасу Резе скульптора А. Сакалаускаса.




А я тем временем, минуя красивое здание Южного вокзала, вышел на проспект Калинина и направился к следующим воротам на нашем маршруте — Фридландским. Также в третьей части я познакомлю вас еще с одними городскими воротами Кёнигсберга — Закхаймскими.

Продолжение следует...

Мой жж: blacktroll

Автор: blacktroll (все рассказы автора) (оценка читателей 4 из 5)

Комментарии
29 апреля 2015 9:14
!S!WCRTESTTEXTAREA000001!E!

ответить
 

8 ноября 2011 10:46
Wham bam thank you, ma\'am, my quetsions are answered!

ответить
 

28 мая 2011 4:52
7 лет прилетаю в отпуск в Калининград, думала что всё уже видела, слышала, во всех музеях побывала...ан нет! Отличные фотографии, чистая речь, приятно было полистать. Спасибо большое!



ответить
 

21 апреля 2011 10:54
важное дело делаете... а главное душевно... так держать!!! спасибо.

ответить
 


Оставьте сообщение:
 


Wise-Travel.ru — отзывы туристов

2007-2016, help@wise-travel.ru