Wise-Travel - отзывы туристов со всего мира
Вход войти    регистрация
 
 
 

Путешествуйте с нами


  • Делиться впечатлениями
  • Писать отзывы
  • Добавлять фотографии
  • Создать свою карту путешествий
  • Общаться и находить друзей



регистрация простая и не займет много времени


Другие интересные отзывы

Гуслица. Часть 2: селения староверов

Исторически старообрядцы жили небольшими "анклавами", где по какой-топричине им удавалось закрепиться. Самые известные из таких"старообрядческих республик" Европейской России - Керженец, Иргиз иГуслицы (все три названы по рекам). В Гуслицу, в глухие Мещерские леса,староверы бежали начиная с 1660-х годов, и именно они освоили восновном безлюдный угол, а позднее купцы-старообрядцы начали создаватьна его перифериях крупные производства, сделав западную часть Мещерыглавным промышленным районам Подмосковья.



О Егорьевске - одном изтаких фабричных городов, будет отдельный рассказ. Пока же я рассажу отрёх гуслицких сёлах:  Слободище, Ильинский Погост и Шувое, гдепо-прежнему, несмотря на близость Москвы и обилие дачников, живостароверие.

В эти края ведёт Егорьевскоешоссе, и в принципе отсюда совсем недалеко до крупных городов ипромышленных центров: в 30км южнее находится химическийгигант Воскресенск, чуть дальше - Коломна; в 50км севернее -Орехово-Зуево и сплошная цепочка городов и посёлков вдоль дороги наВладимир. Полчаса пути на запад автобусом - и начиется сплошнаязастроенная территория, где деревни следуют одна за другой без перерыва.
Но здесь - удивительно глухой угол!


В этих лесах и жили староверы. Хотя Москва и была рядом, карательныеэкспедиции сюда ходили редко и своей цели не достигали. Возможно,причина была в том, что в непосредственной близости от столицы (даже иесли это "вторая столица" в 18-19вв.) опасно вести боевые действия;возможно, в том, что староверы имели хороших покровителей - купцов, накоторых держалась во многом и экономика Москвы.

Так или иначе,гусляки жили тут относительно безопасно. Трудились на фабриках - купцыохотно брали "своих", занимались ремёслами (например, иконописью -конечно же, для других староверов), а также - фальшивомонетничеством.Было нормально иметь несколько чеканных станков на деревню, аиконописцы в тайне "писали" и ассигнации. Кроме того, гусляки считалисьлучшими в России "тараканниками", то есть дезинсекторами. Известно, чтоименно гусляки были тараканниками в Кремле и в Большом театре.

Небрезговали тут и разбоем, поэтому Касимовский тракт считался опаснойдорогой. Но еще больше Гуслицы известны как "кузница кадров" дляБелокриницкого согласия - зажиточность и поголовная грамотность сталипричиной того, что значительная часть духовенства РПСЦ на протяжениивсей её истори является выходцами из Гуслиц (в том числе нынешниймитрополит Корнилий).

Слободище
Панорамасела Слободище - правда, не с трассы, от которой оно отрезанополосой рощ, а с окрестных лугов. Слободище находится у перекрёсткаЕгорьевского шоссе и дороги, соединяющей Егорьевск и Куровское. Именнов Слободище я и отправился из Куровского.


Крест у северного въезда в село (остановка "Слободище-Первое") - еще есть южный, но от северного ближе до церкви.


С первого взгляда Слободище - это обычный дачный посёлокдальнего Подмосковья, с небольшим количеством старых домов, и тольковот эта табличка напоминает - село не такое простое:


От креста на възде до церкви идти минут 10-15 - она находится всеверо-западном углу села, довольно далеко от обеих трасс  - что инемудрено для нелегальной религии:


Деревянная Казанская церковь построена как молельный дом в 1882 году, ипри взгляде издали только опытный человек мог признать в ней церковь.Главка появилась позже - в 1905-м, после манифеста о свободевероисповедания, в "золотое десятилетие" староверов (тут повторяться небуду - могу лишь отослать к моим же постам о Москве старообрядческой).


По своей архитектуре эта церковь больше всего похожа на деревянные татарские мечети- ведь те сформировались так же: молельный дом с минаретом на крыше.Только тут вместо минарета - главка. Сравните с фотографией по ссылке.


Старообрядческие церкви, татарские мечети, еврейские синагоги -любые храмы угнетаемой на протяжении долгого времени религииприобретают похожие черты.




Имеется в Слободище и некоторое количество деревянных домов с резными наличниками:




А еще в Слободищах мне очень понравилась живность.

"Над твоей могилой будут кукареки петухать":


"Тебе кто разрешил тут снимать?!"


Видите, как укоризненно гусь на меня смотрит?


А положив фотоаппарат на землю и врубив максимальный зум, можно получить интересный вид:




Из Слободищи я прошёл через луга и рощу, и выбрался на Егорьевское шоссе.



Ильинский Погост
От Слободищ около 4 километровдо отворота к следующему интересному селу - Ильинскому Погосту. Заотворотом нужно пройти еще 800 метров по лесной дороге:


Помню, как когда-то я ехал поздним вечером на автобусе из Касимова, 6часов по таким лесам. Была зима, мороз, темнота, мало машин - и мнеказалось, что я в Сибири. В этому году обнаружил, что по крайней мере вЗападной Сибири трассы действительно похожи на Егорьевское шоссе (накадре выше - не оно).

А тем временем, за поворотом дороги открывается вот такой вид:


Гигантская колокольня Воскресенской церкви. Дело в том, что ИльинскийПогост - это и есть село Гуслицы, "столица" всей "старообрядческойреспублики", а нынешнее название он получил в конце 19 века, когдаГуслицы объединили с несколькими соседними деревнями.


Северный въезд в Ильинсий Погост - не главный, поэтому здесь путника встречают сюрреалистические пейзажи развалин совхоза:




Неподалёку есть и еще один совхоз, действующий, но его сооружения фотографировать неинтересно.

Междутем, недалеко до Воскресенской церкви, построенной в 1822-50 годах.Освящена церковь была в 1840-м (последующие 10 лет ушли настроительство колокольни), и при её освящении присутствовал московскиймитрополит Филарет:


Храм вмещает до 2000 молящихся - для села это сверхестественныйразмер! И думается, строительство такой огромной и в общем-то ненужнойтут церкви, которую освящал сам Митрополит - это один из элементовмиссионерской деятельности, еще одна попытка искоренить гуслицкоестароверие без кровопролития.

Дома и виды вокруг церкви:






На земле валялся вот такой агрегат - кажется, соха. Трудно поверить, что отсюда люди ездят в Москву на работу:


Хотя над Ильинским Погостом доминирует Воскресенская церковь,старообрядческого колорита здесь намного больше, чем в Слободище. Наулицах постоянно видишь суровых бородатых мужиков с тяжёлым взглядом.Окладистые старорусские бороды всегда считались характерной чертойстароверов, и здесь их видишь чаще на порядок. Если внешностьсовременного "простого русского мужика" восходит скорее к обликуфабричных рабочих, то староверы сохранили облик исконных крестьян. Нофотографировать их даже издалека я не рискнул.

В Ильинском Погосте хорошо сохранился небольшой, но чётко локализованный центр села:


Резьба с характерными для Гуслиц полукруглыми завершениями:


Отдельные здания, такие как сельская больница:


Ильинский Погост показался мне самым интересным из трёх посещенных сёл. Да и просто очень красивым:


По южной его окраине пролегает собственно Егорьевское шоссе (на севере- это объездная Егорьевска, переходящая в дорогу на Касимов):


Между Ильинским Погостом и Егорьевском можно увидеть еще несколькосовершенно крышесносящих старых изб, облик которых вряд ли изменился за100 лет - но заснять их у меня не получилось. Однако этот15-километровый участок трассы интересен и сам по себе, может быть, нанём стоит сделать как минимум 1-2 остановки.

Шувое
Третьесело находится севернее Егорьевска, в 10 километрах от последнего, иносит странное название ШувОе (ударение на "о"). Туда каждый час ходятавтобусы с автовокзала Егорьевска и маршрутки из другой части города(остановка у перекрёстка Советской и Профсоюзной). Шувое - это даже несело, а ПГТ (до недавнего времени носил название Красный Ткач,оставшееся на некоторых картах).

Здесь, в бывшем селе Нареево (частьШувого) сохранилась еще одна деревянная старообрядческая церковь -Троицкая. Чтобы пройти к ней, надо высадиться на первой остановке вселе и пройти еще 800 метров налево (теоретически, церковь видна наподъездах к селу).


Троицкая церковь, в отличие от Казанской в Слободищах, изначальностроилась как храм - но имеет очень много черт молельного дома(о вероятных причинах я уже писал чуть выше)..


То, что я фотографирую церковь, заметила смотрительница - жещина лет 30, и сразу же подошла и потребовала представиться.

Яуже настроился на неприятный разговор с очередным "ловцомзлоумышленников" (на этот раз заподозрили, что я могу привести сюдаворов, а воры здесь бывают ежегодно), тем более что вид у женщины былочень боевой... но уже спустя 5 минут разговора она мне поверила, ивскоре мы уже говорили о вере. Вообще, эта женщина произвела на менявпечатление - чем дальше, тем больше я вижу, что не понимаю сутистарообрядчества, но чувствую, что суть эту понять надо.

Впрочем, "доверяй- но проверяй". Я оставил смотрительнице свой номер телефона, а сталобыть, если в ближайшее время церковь обворуют, я теоретически в кругеподозреваемых.

...Среди других сёл Шувое примечтельно количеством сохранившихся деревянных домов с резьбой:




На некоторых домах - солярные знаки. Такой же знак я увидел на домесвященника, так что весьма вероятно, что традиционно онисимволизировали принадлежность хозяина к староверам:




Недалеко от Шувого находится село Устьяново с Никольскойстарообрядческой церковью начала ХХ века в новгородском стиле - онасчитается здесь главной из старообрядческих храмов, и даже служитместом паломничества. Но я туда ехать уже поленился.


Далее - рассказ о Егорьевске, одном из "детищ" старообрядческого купечества и просто красивом городе.

Мой жж: varandej

(оценка читателей 4 из 5)

Комментарии
16 июля 2013 12:22
Мой отец Иконников Евгений Петрович родом из Шувое. Помнится отец рассказывал и о семье Смирновых. Меня в детстве папа возил на свою Родину. Он прожил свою жизнь на Украине в г.Новоград-Волынский. Николай Иконников - его племянник приезжал к нам в гости. После смерти папы вся связь с его родственниками прервалась. Я - его дочь Светлана Зобнина (Иконникова) проживаю с семьёй в г.Нижневартовске. Может Сергей Иконников - сын Николая Иконникова, а маму его звали если не ошибаюсь Лида. Очень хотелось бы что-то о вас узнать. ЕСли есть желание отзовитесь .

ответить
 

6 июля 2013 4:26
Wow! That's a rellay neat answer!

ответить
 

31 мая 2012 10:02
Очень буду благодарна если кто то расскажет о Шувое хотим купить там дом стоит ли? за ранее благодарю

ответить
 

11 апреля 2012 4:13
Много о старообрядцах сказок ходит, да верных из них мало. Фото отчет понравился, в Москве рядом с Рогожским кладбищем есть книжная лавка ("Трапезная" и "Казачья лавка"), там непосредственно у старообрядцев можно много интересного что почитать найти, есть и брошюрка о истории Шувое и Устьянове. Да не бойтесь вы людей русских, борода не рога. Хотя старики фотографироваться не всегда любят, но тут разные причины. Прости Христа ради!

ответить
 

28 февраля 2012 5:03
Pin my tail and call me a donkey, that really heelpd.

ответить
 

13 августа 2011 10:49
Когда-то там жили Смирновы и Иконниковы. Знает ли кто? Буду благодарна, если ответите.

ответить
 

19 марта 2012 9:16
дома Иконниковых и Смирновых на улице Ленинской сохранились. в доме иконниковых проживает семья Сергея Иконникова - это сын (покойного) Иконникова николая Георгиевича, а вот дом Смирновых вообще внешне не изменился, но постоянно там уже никто не проживает

ответить
 

6 июля 2011 5:54
Спасибо! Жил в Шувое, а историю и свою веру знаю лишь поверхностно :(

ответить
 

26 августа 2010 8:34
Шувое не склоняется по падежам. Старое название Шувоя склонялось.

ответить
 


Оставьте сообщение:
 


Wise-Travel.ru — отзывы туристов

2007-2016, help@wise-travel.ru