Wise-Travel - отзывы туристов со всего мира
Вход войти    регистрация
 
 
 

Путешествуйте с нами


  • Делиться впечатлениями
  • Писать отзывы
  • Добавлять фотографии
  • Создать свою карту путешествий
  • Общаться и находить друзей



регистрация простая и не займет много времени


Другие интересные отзывы

Звенигород: Саввино-Сторожевский монастырь

С именем князя Юрия Звенигородского связано появление в Звенигороде других знаменитых памятников – Саввино-Сторожевского монастыря и его древнего собора Рождества Пресвятой Богородицы. Звенигородский князь сохранил большую привязанность к монастырю своего крестного отца – игумена Сергия Радонежского. Там же он нашел себе духовного руководителя – преп. Савву.



Биографические сведения о нем очень скудны. Неизвестно, откуда он родом и кто были его родители. Около 1345 г. он пришел в монастырь преп. Сергия и принял от него монашеский постриг. После кончины Сергия Радонежского в 1392 г. Савва шесть лет был игуменом Троице-Сергиева монастыря, а позже был приглашен князем Юрием Дмитриевичем в Звенигород для основания новой обители.


Указанное князем место для монастыря в двух верстах от города, на горе Стороже, возвышающейся над Москвой-рекой при впадении в нее реки Разводни, поразило преп. Савву своей красотой. Так, в 1398 г. было положено начало Саввино-Сторожевскому монастырю, одному из древнейших в Подмосковье.








Начиналась обитель с деревянных построек. На Стороже возвели деревянный храм Рождества Богородицы, вокруг были поставлены кельи, территория холма была обнесена тыном из дубовых бревен.


В 1399 г. князь Юрий по указанию своего брата, великого князя Василия 1, получив благословение преп. Саввы, оставляет город и идет на войну против камских булгар. Через три месяца Юрий возвращается в свою отчину победителем с богатой добычей. На средства князя в 1404-1405 гг. в обители возводится первая каменная постройка – белокаменный собор, освященный по-прежнему в честь Рождества Богородицы.


В этом храме, справа от входа, в 1407 г. был погребен преп. Савва Сторожевский.






Князь Юрий никогда не оставлял своими заботами новую обитель, жалуя ей золото, села с угодьями, свободу от даней и пошлин для всех живущих на монастырских землях.

Рождественский собор стоит в монастыре на самой высокой точке холма, являясь главным организующим центром монастырского ансамбля.






Звенигородские соборы – Успенский на городке и Рождественский в монастыре – можно назвать братьями. Оба построены из местного белого камня, относятся к памятникам раннемосковского зодчества.
Возможно, монастырский храм строила та же артель каменщиков, но под руководством другого зодчего. Он приобрел более грузные и массивные формы.






В конце 16 в. у храма появляется первая пристройка – с южной стороны ставится придел в честь преп. Саввы Сторожевского, сложенный из кирпича на белокаменном основании.




Появление придела связано с канонизацией святого. Местное почитание преп. Саввы началось примерно в 30-50-е гг. 15 в. Официально он был причислен к лику святых на Московском соборе в 1547 г.


В середине 17 в. с западной и южной сторон собор обстраивается обширной папертью. А в сер. 19 в. к ней было пристроено парадное шатровое крыльцо.






Самой яркой вехой в истории обители стал 17-й век. Начиная с первых царей династии Романовых, обитель соединяла в своих стенах царское богомолье с государственной резиденцией, а основатель монастыря преп. Савва Сторожевский глубоко почитался как «молитвенник за царей Богом избранных».
С именем Алексея Михайловича связан небывалый расцвет монастыря в сер. 17 в. Обновление монастырского комплекса после польско-литовского разорения царь начал с Рождественского собора. Храм был расписан «стенным письмом». Но сейчас мы не можем в полной мере оценить красоту росписей 17 в. – золотой фон был почти полностью смыт во время позднейших поновлений. Одновременно с работами в соборе иконостас для храма писали в Москве. Сейчас он, сохраненный усилиями музейных сотрудников, возвращен в Рождественский собор. Иконы в значительной мере сохранили авторский слой.

Вокруг обновленного в 17 в. собора развернулось грандиозное строительство: вырос уникальный архитектурный ансамбль, включающий 15 древнерусских построек. Многие памятники ансамбля имеют большое значение для истории отечественной архитектуры и градостроительства, т.к. можно назвать единицы сохранившихся архитектурных ансамблей 17 в., задуманных и выстроенных по единому замыслу.






На строительство монастыря были собраны сотни каменщиков из Дмитрова, Суздаля, Белозерска, Костромы, Владимира, Переславля. В 1650 г. было предпринято строительство кирпичных на белокаменном основании стен протяженностью около 760 м, с семью башнями (сохранилось шесть).




















Стены поставили по всем правилам военной науки, сделав крытую галерею боевого хода и три яруса бойниц.




В восточной стене были устроены парадные ворота, в северной – хозяйственные. Ансамбль парадного входа уникален. Он устроен на частично засыпанном овраге, разделявшем две вершины холма Сторожи.

За входом располагается маленький внутренний дворик, ведущий в подклет Троицкой церкви. Надвратная Троицкая церковь была построена в 1652 г. Это одна из самых нарядных монастырских построек.






Далее следует широкая лестница, выходящая на парадную монастырскую площадь.






Чтобы расширить центральную площадь монастыря, на холме были разобраны постройки начала 16 в. – надвратная церковь и трапезная палата. Сейчас фундаменты этих зданий открыты археологам.
















У западной стены Рождественского собора ставится дворец Алексея Михайловича – большое по объему двухэтажное здание. До 19 в. крытый переход соединял второй этаж дворца со вторым этажом паперти собора. Впоследствии переход был разобран. Сейчас дворец сохранил свой первоначальный облик лишь отчасти, т.к. был поновлен и достроен.








Напротив дворца, у восточной стены собора, возводятся Царицыны палаты, предназначенные для визитов в обитель первой жены Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны Милославской.


Сохранилось подлинное крыльцо Царицыных палат, сложенное из белого камня и красного кирпича, украшенное белокаменной резьбой.




Вдоль южной стены расположились братские корпуса.




К северу от собора строится звонница – самая высокая постройка монастыря.






В 1656 г. ее надстроили, поместив небольшую угловую башню для часов и часового колокола. Это был подарок от царя Алексея Михайловича, вывезшего часы и колокол голландского литья из Смоленска после освобождения города от поляков. Подлинные часы не сохранились – они были сломаны еще французами в 1812 г., а колокол – единственный, дошедший до нас из 17 в.




С севера к звоннице примыкает трапезная палата с Преображенской церковью.

Когда-то в северо-западной части монастыря располагались больничные палаты с церковью преп. Иоанна Лествичника, устроенные по желанию царя. Описание их оставил в путевых записках Павел Алеппский, который сопровождал в Россию патриарха Антиохийского Макария в 1656 г. «Это помещение устроено для больных, увечных, слепых, недвижимых и пораженных заразною болезнью…ради доставления им большего спокойствия и ухода…Нас привело это в изумление. Мы дивились святости царя, его смирению и любви к монастырям, священникам и монахам.» Больничные кельи по ветхости были разобраны в конце 17 в., позднее на этом месте был разбит фруктовый сад.






В 1998 г. на сохранившемся фундаменте больничной церкви была выстроена часовня.




В царствование царя Алексея Михайловича произошло важное событие в духовной жизни монастыря: 19 января (1 февраля по нов.стилю) 1652 г. были обретены нетленными мощи преп. Саввы Сторожевского. Они были положены в дубовую гробницу, а позже – в серебряную раку, поставленную у южной стены собора.

В 1682 г., во время стрелецкого бунта, поднятого князем Хованским, малолетние цари Иван и Петр с царевной Софьей и царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной вынуждены были покинуть Москву и укрыться в стенах монастыря. В благодарность царские особы делали вклады в обитель.


В 1919 г. мощи преподобного были вскрыты революционерами и вывезены из обители. Часть святых мощей была сохранена М. Успенским (московским художником, историком, писателем) и передана в 1980-е гг. в Данилов монастырь в Москве. С возобновлением в 1995 г. монашеской жизни в стенах Сторожевской обители мощи были перенесены торжественным крестным ходом из Данилова в Звенигород.

В 1860-х гг. неподалеку от монастыря строится ансамбль Скита преп. Саввы.


Место его расположения весьма живописно и выбрано не случайно. По преданию, преподобный часто удалялся от дел управления обителью в уединенную пещерку, которую своими руками ископал в глубоком овраге к северу от монастыря.


Скитская церковь преп. Саввы была выстроена в традициях древнерусской архитектуры, с ориентацией на стиль «московского барокко» конца 17 в.




В советское время скит был разрушен, но в настоящее время восстановлен. К пещере преп. Саввы можно подойти с наружной стороны ограды скита.


Неподалеку отстроена большая деревянная купальня над святым источником.






В 1919 г. монастырь был закрыт. На его территории разместили колонию для беспризорников, потом концентрационный лагерь для военнопленных, санаторий для рабочих.
В 1922-23 гг. создан «Музей церковной старины и помещичьего быта».
Во время войны монастырь занимала воинская часть. Вновь открыт музей был в 1944 г.
В послевоенные годы велись реставрационные работы под руководством главного архитектора музеев Московского Кремля В.И. Федорова и др.

Современная Саввино-Сторожевская обитель объединяет в своих стенах мужской монастырь и Звенигородский музей. В царицыных палатах открыты музейные экспозиции. Музей проводит активную работу по воссозданию интерьеров 17 в. в палатах. Постоянно действует музейная экспозиция «Древний Звенигород», а также проводятся временные выставки из собраний музея.



Автор: ir-maverick

Автор: maverick (все рассказы автора) (оценка читателей 4 из 5)

Комментарии
24 января 2012 9:04
Ah yes, nicely put, eveynroe.

ответить
 

10 мая 2012 8:04
Мой папа рассказывал, что во время Великой отечественной войны их воинская часть располагалась на территории разрушенного монастыря в Звенигороде, он был десантником, надеюсь, что это те самые места, до дня Победы в этом году не дожил, Светлая ему память.
Спасибо за возможность просмотра этих фотографий.
Ирина.

ответить
 

1 ноября 2012 4:33
святое место , после посещения чувствую душевное облегчение.

ответить
 

19 марта 2014 5:41
Way to use the internet to help people solve prmloebs!

ответить
 


Оставьте сообщение:
 

Wise-Travel.ru — отзывы туристов

2007-2024, help@wise-travel.ru