Wise-Travel - отзывы туристов со всего мира
Вход войти    регистрация
 
 
 

Путешествуйте с нами


  • Делиться впечатлениями
  • Писать отзывы
  • Добавлять фотографии
  • Создать свою карту путешествий
  • Общаться и находить друзей



регистрация простая и не займет много времени


Другие интересные отзывы

Монгольский Алтай. Неизвестный Алтай в неизвестной Монголии.

Западная Монголия... Один из наиболее удалённых от Улан-Батора район страны, нетронутый ни промышленным загрязнением, ни развитой туристической индустрией. Здесь, по южной оконечности Алтайских гор, проходил маршрут нашего необыкновенного путешествия.

Мы посетили этот удивительный край для того, чтобы насладиться девственной природой Южного Алтая, почувствовать азарт знаменитой рыбалки на монгольского хариуса и посетить традиционный фестиваль беркутиной охоты.

Первое, что должен помнить путешественник, отправляющийся в Монголию – это то, что здесь практически нет асфальтированных дорог. Немногие японские и европейские автомобили способны выдержать испытание каменными «дорогами» и местным бензином. Поэтому для своей поездки мы выбрали спартанский, но надёжный автомобиль УАЗ. Старт путешествию был дан в славном сибирском городе Барнауле, откуда мы выехали на микроавтобусе. Преодолев 700 километров по живописной трассе «Чуйский тракт», вьющейся среди высоких гор Алтая, наша команда прибыла в приграничный посёлок Ташанта. Ночевали мы в 150 километрах от границы, в селе Курай. Отсюда открывается очень красивая панорама Северо-Чуйского хребта – одного из высочайших хребтов Алтая.



[I]Алтай. Семинский перевал - высшая точка Чуйского тракта (1890 м.) [/I]



[I]Алтай. Чуйский тракт. Район слияния рек Катунь и Чуя. [/I]

А на следующий день пересекли границу, и перед нами предстала легендарная страна кочевников! В приграничном посёлке мы оставили наш микроавтобус, и пересели в УАЗы – Россия осталась позади, а с ней же остались и асфальтированные дороги.



[I]Мы в Монголии![/I]

Первое яркое впечатление от Монголии – это городок Баян-Ульгий. Он находится среди невысоких гор, в 135 километрах от границы. Здесь, по соседству с советскими многоквартирными «четырёхэтажками» расположены традиционные казахские дома с плоскими крышами, а в пригороде белеют юрты скотоводов. Баян-Ульгий – это столица одноименного аймака. Здесь ещё есть доступ в Интернет (правда, очень медленный dial-up), а на моём телефоне красовалась надпись местного оператора сотовой связи – MN Mobicom. Интересные факты из жизни города: деньги проще менять не в банке, а на базаре. «Обменные пункты» легко найти – деньги меняют в автомобилях с прикреплёнными к лобовому стеклу купюрами. На монгольские тугрики здесь меняют рубли, китайские юани, казахские тенге, американские доллары. Курс – 40 тугриков за один рубль. Ещё в городе очень необычные такси. Это мотоциклы «ИЖ», причём без колясок. На головах таксистов обычно красуются потёртые строительные каски, либо обычные кепки. В магазинах понимают русский язык и принимают рубли, однако лучше расплачиваться местной валютой – так дешевле. Тюбетейка на базаре стоит тысячу тугриков – 25 рублей. Столько же стоит литр бензина А-80. Отправляясь в удалённые от Баян-Ульгия районы, надо иметь с собой национальную валюту, чтобы купить бензин и барана. Рубли или доллары кочевники вряд ли примут за деньги.



[I]На дне этой долины и расположен городок Баян-Ульгий.[/I]



[I]Таксисты в Баян-Ульгие.[/I]



[I]Монгольская водка. Ничего не напоминает?[/I]

Переночевав в более-менее приемлемой гостинице, мы отправились дальше – на озеро Толбо-Нуур. Это окружённое снежными пиками озеро славится замечательной рыбалкой на крупного хариуса и очень крупного османа. Взяв по спиннингу, мы надули лодку и отправились на рыбалку. Результат не заставил себя ждать – к ужину мы поймали несколько хариусов весом больше килограмма и двухкилограммовых османов. Однако руководитель группы сокрушался. По его словам, обычно за день здесь без проблем можно поймать флягу рыбы, нам же «не повезло» - всего несколько килограмм улова.



[I]Озеро Толбо-нуур.[/I]



[I]Озеро Толбо-Нуур. Вид на г. Сайр (около 3900 м.)[/I]



[I]Лебеди на озере Толбо-Нуур.[/I]



[I]Первый улов.[/I]

Следующий этап путешествия – поездка к озеру Даян-Нуур и в национальный парк Таван Богд. Это неописуемо красивая местность у подножия хребта Монгольский Алтай. Хребет выступает в роли естественного барьера, по которому проходит граница между Китаем и Монголией. На протяжении всего пути мы наслаждались красотами этих мест, заходили в гости к кочевникам… Любой кочевник будет рад принять в своей юрте усталых путников. Для них тут же будет накрыт стол, на котором будут присутствовать блюда из мяса, пиалы с чаем, сыр, масло и боорсаки. Боорсаки – это кусочки теста, жаренные в масле. Они долго не черствеют и прекрасно подходят для долгой дороги. Монгольский чай заваривают из чайных листьев, добавляют молоко и щепотку соли, а для сытности кладут масло. Молоко и соль рекомендую попробовать всем, это очень вкусно. А вот масло в чае мне не очень понравилось, и выпил я этот напиток лишь для максимального знакомства с особенностями местной кухни.



[I]"Октябрята" в деревне Цэнгел.[/I]



[I]Стоянка кочевников в долине реки Ховд.[/I]



[I]Долина реки Ховд - одно из немногих мест Монгольского Алтая, где в изобилии растут деревья.[/I]



[I]Аксакал. Народ здесь очень любит фотографироваться.[/I]

В национальном парке Таван Богд к нашей команде присоединился Денис. О его путешествии по этим краям стоит рассказать отдельно. Денис живёт в Москве, и решил провести отпуск в Монголии. Он выбрал самый необычный из предлагаемых туров – этнодесант. Изюминка путешествия в том, что путешественник живет несколько дней в монгольской глубинке, в семье казахов-скотоводов. Казахи знают всего несколько слов по-русски, но их гостеприимство безгранично. По рассказам Дениса, они занимались самыми обычными для жителей Монголии вещами – собирали кизяки для растопки печи, доили коз и яков, на лошадях ходили за водой к ближайшему роднику и, конечно, навещали соседей, которые по-русски могут сказать лишь «спасибо» и «хорошо», но всегда рады гостям. Денис рассказывал, что среди кочевников можно встретить удивительных людей. Например, по соседству с ними жили дед с бабушкой. Ему – 89, ей – 84. Дед и сегодня может легко вскочить на лошадь и поскакать на пастбище или на охоту. Эмоции, конечно, переполняли нашего московского друга. Неделя жизни в совершенно иной культуре, но в очень дружелюбной атмосфере оставила только яркие и положительные впечатления.



[I]Денис со "своими" монгольскими дедушкой и бабушкой. [/I]



[I]Юная кочевница - в её семье и жил Денис.[/I]



[I]"Всё своё вожу с собой"[/I]

Попрощавшись с монгольской «семьёй» Дениса, мы отправились на фестиваль беркутиной охоты. Он проходит в первых числах октября в деревне Сагсай и уже известном нам городке Баян-Ульгие. Здесь можно наблюдать удивительные соревнования – скачки на верблюдах, на монгольских лошадках, состязания «кокбар»… Скачки на лошадках замечательны тем, что лошади должны идти иноходью, но ни в коем случае не галопировать. Как наездник умудряется заставить бедное животное бежать в таком несвойственном для него стиле – известно лишь Богу и самому наезднику. Но факт остаётся фактом – лошади исправно выполняют волю хозяина, хоть иногда и «сбиваются с ноги». Правила состязаний «кокбар» совсем просты. Два наездника. Одна шкура животного. Цель – вырвать шкуру из крепких рук соперника. Иногда схватываются настолько цепкие противники, что от рывка заваливается на бок лошадь одного из участников. А уж падение кого-то из соревнующихся на землю – это нормальная практика.



[I]На скачках.[/I]









[I]Сорвенования "кокбар".[/I]

Но центральное действие праздника это, конечно, беркутиная охота. Удивительный факт – дикая и своенравная птица подчиняется своему хозяину, никогда не улетает «по своим делам» и понимает человека, криками призывающего своего пернатого друга на охоту. Охотники (здесь их называют беркутчи) зачастую даже специально выращивают и тренируют беркута лишь для участия в этом фестивале. Скорость, ловкость и взаимопонимание – вот качества, которые должны быть присущи птице и охотнику. Только в этом случае они могут претендовать на победу. Участники проходят два испытания. Первое: птица под присмотром судей находится на вершине холма, где-то в трехстах метров от хозяина. Охотник, скача на лошади вдоль склона холма, держит на длинном поводке тушку зайца или лисы. Это приманка. Задача охотника в том, что бы он криками призвал своего беркута, а тот, в свою очередь, схватил приманку. И вот, первый участник выезжает на поле. Долго несётся он на своём монгольском скакуне, безрезультатно выкрикивая в воздух команды. Беркут не сдвинулся с места. С поникшей головой всадник покидает площадку для соревнований. Зрители разочарованы. А вот и следующий участник. Пыль взметается из под копыт лошади, прекрасно слышно его крики-команды… И вот, птица, взмахнув своими огромными крыльями, плавно взмывает в небо и грациозно парит над полем… Толпа оживляется, фотографы в предвкушении снимают крышечки с объективов… И вдруг, моментально подогнув крылья, беркут стрелой устремляется к приманке. За какую-то секунду он развивает огромную скорость и летит вдоль земли на бреющем полёте… Взмах крыльями, удар хищных лап! Всё, птица вонзает свои когти в тушку зверя. Участник успешно справился с испытанием. Хозяин птицы рад, и зрители довольны. А соревнования продолжаются… Второе испытание – это поимка живого зверя. Специально для этого организаторы отлавливают зайца, лису и волка (правда, это им не всегда удаётся и охотникам приходится довольствоваться лишь одним зверем на всех). Зверька выпускают и по одному натравливают на него беркутов. Хищники погибают в достойном бою, а вот заяц становится легкой добычей беркута.



[I]Беркут хватает приманку.[/I]



[I]Охотники.[/I]

Очень большое внимание уделяется национальным костюмам. В них здесь ходят не только участники, но и некоторые зрители. Одеваются во всё лучшее, что есть в доме. На голове обычно шапка, доставшаяся в наследство от деда, а одежда украшена небогатыми, но единственными в доме украшениями...




Местные жители устраивают здесь небольшой сувенирный рынок, на котором можно приобрести национальные ковры, головные уборы, одежду, сумки и другие предметы монгольской и казахской культур. Цены очень часто кусаются, так как рассчитаны на американцев и японцев. Но, услышав от вас русскую речь, продавцы готовы поторговаться.



[I]Сувенирщики.[/I]

Праздник ежегодно собирает людей со всей планеты. Они съезжаются сюда для того, чтобы увидеть это завораживающее действие, дошедшее до нас из средних веков. Несмотря на некоторую театральность фестиваля и немалые цены, установленные организаторами за въезд, ни один посетитель не уезжает разочарованным. Ведь участники выступают не за деньги, а за честь, ведь вокруг вас всегда будут радостно улыбаться дети и кричать вслед «Хелло!», потому что это настоящий праздник, пусть и по-монгольски аскетичный. Здесь нет ярких вывесок, здесь не выступают известные артисты, здесь зачастую и туалета-то нет! (Кстати, ради этого приходилось уходить далеко в степь.) Но то количество впечатлений, полученных мной, с лихвой покрыло все мелкие неувязки.



[I]Маленькие, но подающие надежды.[/I]



[I]Участники разъезжаются по домам. [/I]

На следующий день после праздника мы выехали из Баян-Ульгия и направились в сторону дома. Мы были должны пройти российско-монгольскую границу и ночевать уже в легендарном Горном Алтае. Перед таможней наша команда отведала вкуснейшие бозы (аналог - манты) и заняли очередь на прохождение таможенного контроля. Немного жаль, что приходится проходить через такое количество формальностей – лично я бы это время с большим удовольствием посвятил прогулке по окрестным горам. Несколько часов на границе – и всё, мы в Горном Алтае! Здравствуй, Россия!

И родина встретила красиво – яркими красками Алтая. А какие закаты в Чуйской степи!



[I]Алтай. Чуйская степь. [/I]

Монголия порадовала. Удивительная страна. Не так много мест на нашей планете, где девственная природа сочетается с удивительными традициями местного населения, где заснеженные горы расположены по соседству с пустынями… И, конечно, в очередной раз удивил Алтай. Эта овеянная легендами горная страна оказалась ещё более разнообразной, чем я её видел за долгие годы путешествий. Здесь и красивейшие горные озера, окруженные снежными вершинами и зелёными лесами. Это и суровые высокогорные плато, покрытые ярким ковром из альпийских цветов. Мягкие предгорья, в которых сосредоточены все туркомплексы. И, наконец, полупустыни Монголии, с разноцветными горами, синими блюдцами озёр, населённые удивительной культурой кочевников и буквально пропитанные духом абсолютной свободы! А дальше - Тянь-Шань, пустыня Гоби... Туда я и устремлюсь в следующий раз, за новыми дорогами, эмоциями и впечатлениями...

Путешествие организовано компанией "Горный Алтай"



[I]Монголия. Хребет Монгольский Алтай. За горами - Китай.[/I]



[I]Долина реки Ховд. [/I]

Александр Пермяков
05.05.2007 г.

Автор: wise (все рассказы автора) (оценка читателей 4 из 5)

Комментарии
5 мая 2011 4:39
казахи везде

ответить
 

12 сентября 2011 12:12
YA ne ponimayu, eto uprek? YA znayu, i u menya mnogo znakomih sredi kazahov.YA ih znayu kak dobroduschnih i poryadochnih lyudei.( izvinite esli ya vas, ne pravilno ponyal.)

ответить
 

21 мая 2011 4:19
Часть казахов со своими стадами вслед за баями мигрировала в Монголию в годы становления Советской власти в Казахстане

ответить
 

12 сентября 2011 11:59
da! A chto im ostavalos delat. Kogda golodranzi prischli kvlasti, otbirali najitoe, u naroda.

ответить
 

4 января 2012 6:51
казахам кирдык))

ответить
 

17 января 2012 3:41
ЭТО ТЕБЕ СКОРО БУДЕТ КИРДЫК


ответить
 

17 января 2012 3:43
КЫЗДАРДЫН КИМЫ ЖОК УУУУУУУУУУУУРАААААААААААААААААААААААААА

ответить
 

17 января 2012 3:45
НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

ответить
 

24 февраля 2012 2:22
Монголия удивительная страна!

ответить
 

7 июля 2012 9:08
Причем здесь казахи, если статья про Монголию?!!!!!

ответить
 

30 августа 2012 1
Казахи это Великий народ,но удивительно скромный и добрый !!!

ответить
 

25 ноября 2012 11:31
Казахи ушли в Монголию из-за Сталинских репресии. Братья казахи возвращайтесь в Казахстан.

ответить
 

22 декабря 2012 10:27
Mozhet nekotori kazahi i perekochevali tuda, no osnovnoe Kazahi v teh kraiah zhili izdrevle. Eto kazahi iz rodov Naiman, Kerei,Merkit ...Vo vremena Chingizhana oni zhili eshe vostochnee. V Baian olke 90 pracentov nacelenie kazahi. Igra na loshadyh KOKBAR ili lovly pticami, vse eto NE mongolkoe. Na foto iavno odni kazahi))) Eto vidno ne tolko po licam, hoty dly mnogih vse aziati na odno lico, no i po odezhde.

ответить
 

15 января 2014 8:25
у русских и такого нету. есть борщ и все что откопированная. а казахи сохранили свой быт, ритуал, обычай. Когда нибуд за такие высокомерие и отплачиваетес, шовинисты. не всем русским это говорю, а только троллям среди русских. я не знаю как там в россие русские ведут себя. Но у нас в Казахстане большинство русских очень хорошие, вежливые, по нраву как казахы добродушные и честные люди. Россияне который часто оставляет в интернете комменты основном такие вулгарное, необчесенные и пещерные. Ничего им не нравится, готов всех обсрамит, и не хотят на правду верит. Баян-Өлгейе основа казахи, и в Монголие беркутов только казахи дрессирует. Этого вес мир признает, но только не россияне. Когда им нужен от наших, "казахи великие", а когда мы чем то привлекаем кого то, "это не казахи, казахи чурки, казахи отсталые". Вот такие вы россияне в нашем представление, не уважающих и себя, и соседа. Ни толерантности, ни союзничество. За ранее прощу извенение от адекватных русских парней и девушек, а тот маразматикам не хочу уступит в чем то.

ответить
 


Оставьте сообщение:
 

Wise-Travel.ru — отзывы туристов

2007-2024, help@wise-travel.ru