Wise-Travel - отзывы туристов со всего мира
Вход войти    регистрация
 
 
 

Путешествуйте с нами


  • Делиться впечатлениями
  • Писать отзывы
  • Добавлять фотографии
  • Создать свою карту путешествий
  • Общаться и находить друзей



регистрация простая и не займет много времени


Другие интересные отзывы

Сеута, Африка - Геркулесовы столбы на все стороны равны. Июнь 2008

Мысль о том, что я до сих пор не был на предполагаемой родине доисторического человека, иногда вынуждала меня задумываться о поездке в Египет или другое "ближнее африканское зарубежье". Но учитывая, что меня не сильно тянет в места, освоенные толпами туристов и "лежащими на солнце телами", поездка в Египет по прежнему оттягивается. Больше привлекало начать знакомство с Африкой со стороны Мозамбика или Анголы (что поделать, советское воспитание и интернациональная дружба налагают свой отпечаток на мои желания).

Как добраться?
Паром из Испании (порт Алгесирас).

И вот, путешествуя на автомобиле по Испании, я смог посетить английскую военную базу Гибралтар, где с вершины скалы увидел африканский берег Марокко. Тогда я и сделал вывод, что Мозамбик никуда от меня не денется, а вот берег Марокко совсем близко - в 10 км от Европы. И отделяет меня от него только водная гладь Гибралтарского пролива (см. фото ниже).

Учитывая, что с другой стороны пролива, на побережье Марокко, находится испанская колония - автономный город Сеута, у меня возникло естественное желание осуществить свою "африканскую мечту" - побывать в Африке. И дело не только в Африке, а в том, что Сеута интересна для визита и как город-крепость, и как место, где история не просто застыла в старинных крепостных стенах, а прописалась здесь ещё с незапамятных времён. 

Скала Гибралтара и Сеута образуют легендарные Геркулесовы столбы, известные нам из древней истории. Древние греки считали, что Геркулес воздвиг два каменных столба на самом краю света, обозначив место, за которым нет пути человеку. Есть выражение: «Дошел до геркулесовых столпов», означающее, что дошел до крайнего предела земли. Но в современной географии это место является водоразделом между Средиземным морем и Атлантическим океаном, образуя гибралтарский пролив. Такое стратегическое положение Сеуты влекло к ней не только туристов, а и ННН-е количество завоевателей, владевших этим кусочком берега в разные времена.

На фотографии ниже хорошо видны составляющие Геркулесовых столпов - слева, в дымке тумана на Гибралтарским проливом видны скалистые горы побережья Марокко, а справа видны вершины гор на побережье Испании. В центре - "абориген" скалы Гибралтара - мартышка.

 

Альхесирас - стартовая площадка в Сеуту
Добраться до Сеуты можно на паромах, которые ходят из испанского порта Альхесирас (Algeciras). Надо заметить, что Испания имеет ещё одну "точку присутствия" на Африканском континенте - автономный город Мелилья. В Мелилью плавают паромы из Малаги, но до него далековато, да и большую военно-историческую ценность для меня представляла именно Сеута, до которой "рукой подать" от Альхесираса.

Приехав из Гибралтара в ночной Альхесирас, я припарковал свою машину недалеко от порта, надеясь утром найти паромную переправу. Ещё на подъезде к Альхесирасу, я был удивлён обилием рекламных щитов с объявлениями о продаже билетов на паром в Сеуту и Танжер. Билборды с такими призывами появились ещё на пути из Малаги в Гибралтар, километров за 20-30 до Альгесираса. А прогуливаясь по ночным улицам Альгесираса я был удивлён большим количеством киосков-турбюро, предлагавших билеты на паромы в испанскую Сеуту и марокканский порт Танжер. Вдоль набережной каждое второе окно пестрело вывесками "Tickets Ceuta-Tanger". Такое ощущение, что продажа билетов на паром это самый выгодный вид бизнеса в городе :-)

Дополнительное удивление вызывало обилие украинских флагов на подъезде к Альхесирасу и в самом городе. Не сразу, но потом всё же сообразил, что расположение "жовто-блакитних" половинок флага отличается от нашего. А сначала я было подумал, что это какие-то дни испано-украинской дружбы :-)
Но всё оказалось прозаичнее - это флаг Альхесираса.

Углубившись в город я с удовольствием послушал выступление местной оперной певицы в летнем театре. Удивило, что почти в пол-ночь на улице Альгесираса так много людей гуляют с маленькими детьми. Но, это лето, днём жарко, наверное поэтому ночная прохлада манит людей на улицу после захода солнца. Поужинал в Макдональдсе, зная, что это гарантированное место, где можно подзарядить фотокамеру и ноутбук. Но по прежнему могу заметить, что в этом "народном" ресторане не съел ни одного гамбургера-чизбургера. Максимум картошка-фри + сок/мороженное. Интересен режим работы местного Макдональдса - с 13:00 до 2 ночи.

Утро
Утро 21 июня наступило неожиданно, т.к. вчерашняя усталость требовала длительного сна. Но желание побыстрее отправиться в путь подгоняло не менее требовательно. 9:00 - быстрый завтрак в одном из немногих кафе, работающих с утра, и я ускоренным шагом направляюсь к "билетным рядам" вдоль набережной - покупать билеты на паром. То ли в Сеуту. То ли в Танжер. То ли в оба города поочереди. 

Мысль о том, что неплохо-бы посетить и марокканский Танжер, появилась ещё ночью, после прочтения отзывов про это город-базар. Замечу, что веб-страницы с отзывами про поездки по Испании, Гибралтару и северному Марокко я загрузил на экран ноутбука ещё в Киеве, до поездки. И всю дорогу они были "со мной", т.к. я переводил ноутбук в режим сна, а не выключал - GPRS траффик не входил в мои планы. 
На пути к возможному путешествию в Марокко опять всплывал преславутый национальный вопрос. Точнее визовый вопрос. И я надеялся прояснить ситуацию с возможностью поездки в Танжер непосредственно в турбюро Альгесираса. Как наивен я был в своих ожиданиях прояснить что-то по этому поводу.

Ещё перед походом в билетные кассы я перепарковал свою машину с парковки вдоль набережной на парковку в порту, т.к. увидел, как полицейские организовывают эвакуацию машин вдоль дороги. На мой вопрос, почему убирают припаркованные авто получил ответ - вечером в городе будет фестиваль, который пройдёт по набережной, поэтому уже 3 дня везде стоят объявления о том, что-бы не парковались вдоль дороги (ночью я их просто не увидел). Благоразумно переставил машину по-дальше от дороги, и довольный своей коммуникабельностью с полицией, топаю к порту. Надо заметить, что парковки вдоль набережной бесплатные. Хотя в порту есть и платные участки для парковки, но там машин не заметно. Как я был наивен в том, что хорошо "пристроил" свою машину (это я понял только вечером, когда пытался выехать из порта).

"Билеты! Сладкие Средиземноморские билеты!"
И вот он, стандартный туристический киоск-билетная касса на углу припортовой улочки Альхесираса. Кстати, морской порт находится слева, через дорогу (что-то наподобии набережной).



Сразу скажу, что я прочитал ранее о том, что билет на паром в Сеуту стоит около 35 Евро в одну сторону, и есть скидка за покупку билета в оба конца. Бывает дополнительная скидка за поездку одного дня. И вот представьте моё разочарование, когда в трёх киосках подряд мне сообщают о том, что цена на билет в один конец уже 48 Евро. Т.е. 96 Евро в оба конца - 10% скидка. Дороговато, как для 15км маршрута. Мои англо-испанские вопросы о том, есть-ли какие-то "ма-а-аленькие" паромы или можно ли нанять частного перевозчика заканчивались немой сценой в ответ, или простым "No". Параллельно узнаю, что в Марокко гражданам Украины нужна виза, но ВРОДЕ-БЫ, при однодневном визите в порт Танжер, в составе экскурсии, можно проехать и без визы. Но гарантий дать не могут... 

Надо добавить, что английский язык в испанских городах не в почёте. И не то, что-бы я этого не знал, но ведь испанского я всё равно не знал (кроме пары дежурных фраз). Поэтому часто на свой скромный вопрос я выслушивал в ответ длинную тираду на испанском языке, и смущённо говорил - "No entiendo" (не понимаю). Очень редко удавалось с кем-то полноценно пообщаться. В основном на понимание английского языка стоит рассчитывать в туристических офисах (Oficina de turismo). Хорошо, что они есть во всех мало-мальских городах Испании.А в больших городах, где много студентов, можно рассчитывать и на их понимания в английском. А так, как обычно - общение на пальцах :-)
Но даже на пальцах я понимал, что билеты стоят дорого. И каково же было моё удивление, когда в очередном киоске я нашёл слегка англоговорящего сотрудника, который всё же нашёл мне билеты за 22 евро в оба конца!!! При этом он сам был так сильно удивлён маленькой сумме, что проверял несколько раз. Предполагаю, что он всё же разыгрывал комедию, поняв что я собираюсь уходить из-за дороговизны билетов. И вот я получил на руки заветный лист, который, как я понял из слов сотрудника турбюро, ещё предстояло обменять на билет в порту. На рейс в 10:00 я уже не успевал (по словам продавца), поэтому оформил билет на 11:00. На будущее - паромы в Сеуту ходят каждый час с 7:30 и до 21:30. Бронировать билеты можно заранее - к примеру на паромы Acciona .

Собственно в порту и начался очередной раунд моих переговоров по билетам и о возможности поездки в марокканский Танжер.
Перешёл набережную и вот он порт. Уточняю, где происходит посадка на паром, шагаю к одному из больших зданий. Приближаясь ко входу в одно из зданий, замечаю большое количество билетных киосков. Зашёл в здание - а там целый муравейник из смуглолицых марокканцев. Заметно небольшое количество и туристов. Длинные ряды киоском увешаны стандартными вывесками - Ceuta-Tanger.
Общение с большинством продавцов заканчивается очень быстро "Но инглес". А те, кто кое-что понимают, сразу теряют ко мне интерес, узнав, что я уже купил билет и хочу лишь "что-то узнать".

В одном из киосков обнаружил рекламный проспект, призывающий в экскурсию Algeciras-Ceuta-Tanger и обратно в течении дня. Паром приплывает в Сеуту, оттуда на автобусах туристы едут к границе, затем в мароканский Танжер. По маршруту заезжают и в город Тетуан.

Паром в оба конца, автобусные переезды, обед в Марокко и экскурсия стоят в сумме 51 Евро. Когда я вижу такое ценовое "безобразие" (вспомните первоначальную цену на паром в Сеуту в один конец за 48 Евро), я начинаю активнее выспрашивать по поводу такой экскурсии - кто организовывает?, когда отплывают?, где купить билеты?, можно ли сдать свой билет?, надо ли виза в Марокко для граждан Украины?. Вообщем слишком много вопросов для испанцев, которые "нихт ферштейн" мою "инглес" мову. Не добившись никаких вразумительных ответов у испаноговорящих испанцев, я принял решение "не дёргаться", а спокойно доплыть в Сеуту, и там на месте решить вопрос с возможностью поездки в Марокко (то-ли в Танжер, то ли в Тетуан).

Паром в Сеуту.
За 30 минут до отправления парома я начал искать "путь-дорогу" к этому парому. Не буду описывать сложности взаимопонимания (точнее непонимания), но через ННН-минут я нашёл указатель, ведущий к парому. Выстояв длинную очередь разношерстной публики будущих мореплавателей, я подошёл к милой девушке ,проверявшей билеты. Её вопрос "Паспорт" не вызвал у меня волнения. До тех пор, пока я не понял, что паспорта-то и нет! Отойдя в сторону я устроил ревизию в своём рюкзаке - нет паспорта! Но мысль о том, что он не должен никуда пропасть заставляет искать во всех щелях рюкзака. К счастью, в нише для хранения рюкзачных лямок был найден и паспорт и ... 20$ заначки ещё с прошлого путешествия в Гондурас. Моему счастью не было пределов!

Проверка паспорта, деревянный трап на паром, запах мазута от двигателя, длинные ряды кресел в большой комнате-каюте парома, путь к носу (передок парома). Всё, я выбрал место поближе к окнам, но и около единственной розетки на стене.

Устроишись в уютные кресла на пароме, я с интересом рассматривал марокканских "бедуинов", а они меня.
Отплыв от берега, буквально сразу взгляд привлекает громада Гиблартара, хорошо видная по другую сторону Гибралтарского залива. В лучах солнца она похожа на какое-то трёхвершинное вулканическое создание. Но, как я уже знаю, никакого кратера на вершине Гибралтара нет. Но мартышки есть!

К сожалению, выйти на палубу для более качественной фотосъёмки нельзя, да и палубы как таковой на пароме нет. Впрочем, на каких-то рекламных буклетах я видел улыбающихся пассажиров, махающих руками фотографу. Возможно какие-то типы паромов имеют некое подобие смотровой площадки, на которой можно подышать морским воздухом. А пока - будьте любезны сидеть внутри парома и любоваться пейзажами через стекло. Что я и делал.



Свободных мест в пассажирской части паром было много, и ... могли-бы и диванчики поставить для желающих поспать. Традиционный ритуал подзарядки ноутбука, мобильного телефона и фотоаппарата (я знал, что до вечера батарея может недотянуть). На фто ниже видно неправильное расположение ноутбука около розетки (до этого он ледал на стуле, взятом "на прокат" у барной стойки). Бегающие по проходам дети вызывали у меня не только чувство умиления, но и чувство опасения за нотбук и моб.телефон, лежащие на пути их миграционных процессов. Но, всё обошлось.



Сеута.
Через 40 минут плавания мы прибыли в порт Сеуты и оперативно выгрузились на берег. Нужно сказать, что большинство пассажиров очень быстро рассасались куда-то, а я на своём "чистом" испанском начал поиски стойки туристической инофрмации. Нужно отдать должное руководству Бюро туризма Сеуты - их стойку в здании порта сложно незаметить. Пообщавшись о том, что интересного есть в городе, где остановки автобусов, где граница с Марокко, как можно пробраться в Марокко и т.п. я узнал, что с поездкой в Марокко без визы может "не сложиться". Мол иногда можно "проскользнуть" вместе с местными жителями, но официальная процедура требует наличие визы (для граждан Укрианы). 



Воодушевлённый от того, что я в Африке, продвигаюсь к историческому центру города и увидев первый автомобильный знак с названием города, запечатлел, себя хорошего, на его фоне.



Прибрежная зона Сеуты изрезана гаванями, в которых "припарковано" множество кораблей, яхт и шлюпок-лодок. Вдлике виднеется возвышенность, на которой расположена главная "база торпедных катеров" - военная база, которая, вроде-бы, находится в аренде у ВМФ США (позже уточню и внесу правки в этот текст). На территорию той базы вход закрыт - можно обойти её вокруг - вдоль прибрежной линии. Она видна на холме на фото ниже.



Сразу от гавани дорога ведёт к городским воротам, находящимся вблизи стен крепости. Испанский флаг гордо развивается на крепостном валу. Надо сказать, что досталась Сеута испанцам "по наследству" - от Португальцев, которые завоевали её в 1415 году у мавров. Но впоследствии город перешёл под испанскую корону, когда Португалия попала под испанское владычество (отношения Испания-Португали в средние века - это отдельная интересная история). А когда Португалия вновь стала независимой страной, Сеута предпочла остаться под испанским флагом. Который и поныне возвышается на крепостной стене (см. ниже).



Уточнив, где находится музей в крепости, бреду под палящим солнцем к нему.
Как и у нас, на подходе к форту видны "кафе-рестораны", эксплуатирующие любовь туристов к историческим местам. Гордо прохожу мимо и попадаю на большую площадь внутри крепости. Уточняю, где-же сам музей. Недалеко и вход в него.

Какое блаженство в такую жару зайти в прохладное музейное помещение

Минут за 20-ть я осмотрел экспозицию. К сожалению, вся информация на испанском языке - путеводитель по музею отсутствует. Экскурсию на английском для одного человека заказать нельзя (если я правильно понял ответы служителей музея). От них я узнал, что городской исторический музей находится недалеко (по меркам Сеуты), но нужно поторопиться, т.к. в 13:00 закрывается. Оставалось 40 минут до этого момента и я выдвинуля в путь. По пути рассматривая и фотографируя город.

Военная коммендатура Сеуты - всё чинно, благородно, в колониальном стиле. Слева от входа стоит памятник солдату (на фото не видно). И да же пальма перед входом то же есть.




Одна из центральных улиц Сеуты. Странно, но в этом месте она выглядит безлюдно, при том, что во время моей пешей прогулки по ней, ощущения одиночества небыло. Дело, наверное, в том, что все люди "бродят" по улице в тени фасадов - хорошо видно, что все дома на этой улице имеют своеобразный навес (не знаю, как это называется с точки зрения архитектуры). Вот под этими навесами и передвигаются люди, спасаясь от палящих лучей солнаца.



Улочки в городе не очень широкие. Тоько припортовая территория воьготно расположилась на больших просторах. В итоге, паркуются в городе иногда так же, как и в Париже - нос в нос.



Африканская сиеста
Испания, она и в Африке Испания. Подтверждением этому в Сеуте служит то, что внешнее проявление сиесты (обеденное время) и здесь на лицо. Большинство лавочек-магазинов закрываются на обед в 13:00. Завидная организованность умиляет, когда видишь одновременное закрытие дверей и опускание защитных ролетов. Впрочем, часть магазинчиков всё же остаются открытыми. Так же открыты двери немногочисленных кафе - всё же город проектировался как военная база, а не турстический центр. Но, недостатка в кафе-рестоанах нет - просто нет большого потока туристов. А местные, наверное, знают - где и как поесть :-)

Кстати, многие музеи здесь работают с 9:00 до 13:00, а потом с 17:00 до 20:00. Вот вам и курортный перерыв на обед!



Посетив очередную достопремичательность, место раскопок над старинным храмом ННН-го века до или после нашей эры, я принял решение выдвинуться к пляжу, т.к. полуденное солнце изрядно припекало. Спросив у местных мачо, где собственно купаются местные жители, я получил развёрнутый ответ. Самым полезным в их ответе было направление рукой, куда мне следует идти. Как спросить про пляжи на испанском языке я не знал, но мои движения, эмитирующие движения пловца, были правильно поняты и, я надеялся, мне указали нужное направление. Наученный опытом предыдущих подсказок "местных" географов, я сверил их советы с картой города (провёл рекогнисцировку на местнсти) и выдвинулся в путь. Судя по карте, до берега было не более 500 метров. Но среди узких улочек присутствие моря пока не ощущалось.

Пляж
Пройдя по узким улочкам, я вышел на трассу, идущую вдоль берега. Традиционное фото на фоне берега. На переднем плане - городской пляж. Несколько позже я уже плескался в Средиземном море, остывая от воздействия высокой температуры. На заднем плане видны горы Марокко.



По пути к пляжу заметил интересный памятник - солдату и овце. Честно говоря, не у кого было спросить, какую роль сыграли овцы в освобождении или обороне Сеуты, но, не исключаю, что ту же, что и гуси в древнем Риме.



Пляж проходит вдоль набережной - к нему спускаются по степенькам, идущим прамо к песку. Приятно радует глаз расположение пляжа всего в100 метрах от храма. И не радует глаз то, что обнажённых девушек на плаже в Сеуте не так уж и много. Да и скромные они какие-то :-)



После "водных процедур" я направился обратно к крепости, отделяющей эту часть Сеуты от порта. Моя цель - дорога к Марокко. В сторону КПП ходит рейсовый автобус. По пути к нему я прошёлся по крепостным стенам, прочитал лекцию местным мальчишкам о потенциальной опасности раскачивания на древних пушках, сделал пару фотографий в формате "Здесь был я" и ... вот она, автобусная остановка, стоящая в тени деревьев. В ожидании автобуса решил запечатлеть монумент какому-то "Дону Педро". Куда он указывает ... я не знаю, но дорога "на Марокко" в другую сторону!



Презжая по городским улочкам с интересом рассматриваю городские постройки и жилые кварталы.
По мере удаления из центра, фешенебельные офисные здания центральной части города сменяются ... не трущобами, а, скажем так - "хрущобами". Вот так и живут среднестатистические жители Сеуты - украшая свои дома постиранным бельём. Такие пейзажи мне уже знакомы по визиту в Гибралтар.



Поездка в Марокко.
Доехав до границы на автобусе, уточнив, что он курсироует до позднего вечера, я выдвинулся к КПП.

Стартовая точка моего "марш-броска" в Марокко. Машины въезжают на КПП и узкой вереницей двигаются к трём пропускным турникетам. А простоые марокканские граждан топают вдоль стены к себе домой по зарешеченному лабиринту (что-бы не сбежали, наверное). Поняв, что с машинами мне не по пути, и проход для жителей EU то же не для меня, я пристроилсяк бедуинам, и побрёл по узкому коридору вдоль стены.



Кортко - меня остановили у самого последнего пункта проверки. Ещё шаг, и я был-бы за пределами КПП.

А ведь 2 поста я прошёл без проблем (просто шёл вместе с вереницей местных жителей вдоль "стены плача"). И вот, уже на выходе из пограничной зоны, один из сонных пограничников всё же поинтересовался, "А что это делает гражданин в красной футболке с гербом СССР в Марокко??" Мои утверждения о том, что UA почто то же самое, что и UK - не сработали. Уговоры, уверения про "мир-дружба-кукуруза" так же не возымели должного действия на пограничника.
В итоге, "послав" его в направлении "урологического отделения", я пошёл "качать права" к зданию КПП. И хотя некоторые марокканские офицеры пытались мне помочь, но начальник пограничного пункта, к которому я таки пробился на приём, остался непреклонен - гражданам Украины нужна виза в Марокко!

Ничего, в следующий раз нужно одеться менее вызывающе и замотаться в какой-нибудь халат для успешного прохождения границы в Марокко :-)

На обратном пути в Сеуту испанские пограничники долго выясняли, почему я иду обратно из Марокко, но у меня нет штампа о том, что я был в Марокко. Объяснив им на пальцах, что в Марокко я точно не был и хочу "домой", в Испанию (вот, мол и обратный билет на паром), я был пропущен на территорию "африканской" Европы.

С грустью сделал ещё одну фотографию марокканского флага, и побрёл к автобусу, который курсирует между КПП и центром города.

Про досмотр "с пристрастием" за то, что я сделал фотографию марокканского КПП, писать не буду - ничего интересного

Но, напоминаю - не стоит делать фотографии марокканских пограничников и самого КПП! (я читал позже про злоключения иностранцев в марокканских тюрьмах - ничего хорошего). Одно фото у меня всё же сохранилось...



Вернулся в город и решил побродить по улочкам, в ожидании парома в Испанию.
Случайно стал "свидетелем" свадебной церемонии в цнтральном храме. Не знаю, почему жених выбрал себе такую невесту, но свидетельница (в красном платье), мне понравилась больше :-)



Одна из прощальных фотографий Сеуты - вид на порт и крепость на горе  (дальнюю, та что посовременней).



Прикупив йогуртов и персиков в дорогу, я благополучно пересёк Гибралтарский пролив на пароме. Кстати, я испытал большое удовольствие, когда паром "прыгал" по волнам, которые вроде-бы и не большие (около 1 метра), но заметно подбрасывали скоростной паром. Многие туристы охали-ахали-кричали в такт качки, когда паром "проваливался" с гребня очередной волны.

И вот они, "родные" пальмы Альхесираса. И марокканские жители под пальмами, ожидающие очередной паром на Родину.



На выходе из порта я заметил большое скопление людей и ... полиции. Сразу вспомнил, что утром полицейским мне что-то разъяснял по поводу фестиваля-карнавала, который будет вечером на набережной. Та я и попал на праздничный карнавал, на который сошлись к набережной большое количество жителей Альхесираса. Но это отдельная история ...



Продолжение путевых заметок о путешествии по Испании и Португалии следует.

Автор: pentagon (все рассказы автора) (оценка читателей 4 из 5)

Комментарии
17 января 2012 4:04
в Сеуте был раз 100 (шутка 10),а впрочем кто считал. купался на диком пляже, пили вино картоне, закусывали померанцами, которые сбивали моими вновь купленными кроссовками. А еще очень нравились плоды местных кактусов, кому было лень их чистить, еще долгое время потом выдергивали колючки из ротовой полости. Помню джин с названием "Green Fish" мой привольный перевод "Зеленый змей"

ответить
 

23 сентября 2011 10:27
Был Сеуте!!! Хочу вернуться.

ответить
 

17 июня 2009 12:52
было интересно - через пару недель планирую похожий трип в Сеуту - Танжер. так что свидетельства "первопроходца" очень полезны! надеюсь с переходом в Марокко проблем не будет -гражданам РФ визу не требуется.. спасибо, дружище! удачи!!

ответить
 

pentagon, 17 июня 2009 11:48
Если на пароме добираться, то они ходят или в Сеуту или в Танжер (в разное время).
Но можно и из Сеуты доехать автотранспортом до Танжера или до Тетуана.

Совет №1 - следует сразу уточнить (при покупке билетов на паром), можно ли произвольно менять время обратного рейса из Сеуты. Насколько я сейчас помню, можно выбирать время обратного возвращения из списка "допустимых" вариантов (при том, что всего обратных рейсов больше, чем этих "допустимых" вариантов). Тонкости с допустимым выбором времени обратного рейса свзязана то ли со стоимостью билетов, то ли с названием компании-перевозчика, которая организовывает конкретный рейс).

Совет №2 - так же нужно уточнить, про возможность и смены даты обратного рейса (но это вроде-бы заранее нужно оговаривать, ДО покупки билета в оба конца).

Совет №3 - лучше пораньше с утра отправиться в Сеуту, т.к. и музей там работают с утра до обеда, а потом только вечером на пару часов открываются. Плюс автобусные экскурсии из Сеуту в Марокко "отчаливают" до 11 или 12 часов последняя (по крайней мере так было в прошлом году).

ответить
 


Оставьте сообщение:
 


Wise-Travel.ru — отзывы туристов

2007-2016, help@wise-travel.ru