Wise-Travel - отзывы туристов со всего мира
Вход войти    регистрация
 
 
 

Путешествуйте с нами


  • Делиться впечатлениями
  • Писать отзывы
  • Добавлять фотографии
  • Создать свою карту путешествий
  • Общаться и находить друзей



регистрация простая и не займет много времени


Другие интересные отзывы

Дыхание льда. Вокруг оз.Хубсугул (Монголия) на велосипедах.

Недавно, наводя относительный порядок в шкафу, наткнулся я на свои старые ежедневники, которые чудом сохранились при всех наших ремонтах и переездах. Даже их беглое чтение здорово подняло мне настроение. Хотя, в общем-то, ничего особо интересного, так, встречи, расчёты, списки какие-то. Но нашлась запись, на которой я остановился :"Монголия. Поход. Подготовка". Я посмотрел на обложку ежедневника и увидел, что он за 2004 год. Значит, прошло уже целых пять лет!





А ведь помню я всё так, как будто это было совсем недавно. Вот мы ещё чистые, свежие и... какие-то молодые что ли едем в пазике в сторону монгольской границы.


А вот, в очередной раз остановившись, мы бурханим. Не бухаем, а именно бурханим! И хотя процессы эти похожи как две капли воды, в первом случае замаливание местных духов выходит на первый план, а накат как таковой на второй.


Вообще-то, поход наш изначально задумывался как велосипедный, но благодаря изобретательности Алексея Дорошенко (руководителя и организатора), получился мультиспорт без секундомера. Итак, этап первый: восхождение на гору Мунку-Сардык ( высшая точка Саян 3491м). Выйдя из автобуса, мы направились по льду Белого Иркута к базовому лагерю, постепенно привыкая к почти зимнему холоду, а ведь на дворе май месяц!


С утра погода, что называется, звенела. И не смотря на то, что мне так и не удалось заснуть и это была моя третья подряд бессонная ночь, настроение было нормальное. Даже вчерашняя заледеневшая до каменного состояния курица, еле текущая от мороза водка и наивный вопрос Рустама о том, где мы будем ночевать, уже вспоминались, как весёлое приключение.


До неприличия бодрый Дорошенко принимает решение не переносить лагерь на озеро, а идти на вершину прямо отсюда. Путь на гору очень красивый. Сначала это замёрзшая речка с едва прикрытым снегом льдом и крутыми порогами, затем небольшой взлёт и озеро, от которого уже хорошо видно перемычку. Отсюда видно, как в гору и с горы двигаются, как муравьи, люди.


Горняшки, как таковой, не было, но голова из-за недосыпа работала туго. Например, я почему-то не надел кошки, и часа два боролся с проскальзыванием ботинок. И до сих пор не пойму, зачем мы полезли прямо на вершину с доской и лыжами, если ехать оттуда было малореально из-за камней. Правда, те, кто выспался оставили лыжи и рюкзаки внизу, а мы с Фроловым так и зашли с полной выкладкой.


Наша группа сильно растянулась, но всем удалось зайти на вершину. Особенно были рады иркутчане, для которых это была вторая попытка. Я попробовал ехать с перемычки на доске, но кантоваться на жестком фирне было проблематично, и выйдя, не без помощи ледоруба и кошек обратно на тропу, я дошёл до нормального снега и уже оттуда начал безумной длины спуск.Это был второй этап нашего комбинированного похода.


Утром, наконец выспавшиеся, наоравшиеся песен и слегка обгорелые, мы побрели к автобусу, где нас ждали велосипеды.


Я и Рустам шли без наших сноубордов. Мы их отдали для транспортировки человека, который сломал ногу на спуске с вершины. Бедняге пришлось провести ночь на склоне, и только утром его друзья, связав две наши доски отволокли его к дороге.


Подготовка к велоэтапу была недолгой, но от части вещей, которые упорно не хотели лезть в рюкзак, пришлось отказаться. Правда, пуховку я всё-таки запихнул и ни разу впоследствии не пожалел об этом.


Наш путь лежит к посёлку Монды, а уже оттуда к границе с Монголией. Дорога гравийная и ехать по ней крайне некомфортно, особенно поначалу. Нужно некоторое время, чтобы приноровиться к езде с достаточно тяжелыми велорюкзаками.


Мы с Рустамом едем медленно, да плюс я ещё часто останавливаюсь, чтобы поснимать. В итоге, мы сильно отстаём от группы, которая во главе с Дорошенко движется на приличной скорости.


Утром следующего дня мы, приноровившись к дороге, едем быстрее и уже почти догоняем немного отставших от командора Михея и Фролова. И в этот момент, прямо на наших глазах, Валерка Михеев, чуть вильнув рулём, падает на полном ходу на дорогу. Он быстро поднимается и, посетовав на порванную, новенькую велоформу, продолжает ехать. Только догнав остальных, мы смотрим его рану. Она, к сожалению, достаточно серьёзна. Была, правда, мысль её зашить самим, но разум восторжествовал и Михей уезжает в Иркутск. Всю дорогу он глушил водку, чтобы не чувствовать боль, а в Иркутске ему пришлось перенести несколько операций по удалению мелких камней из раны.


Дорога до границы отличного качества, но идёт всё время в гору. Поначалу мы взяли крутой темп и, даже пытались малость соревноваться друг с другом, демонстрируя выносливость. Но буквально через несколько километров стало понятно, что это ребячество, и началась нормальная походная работа с временными интервалами и нормальным отдыхом.


Тяжелее всех было Рустаму. Последний раз на велосипед он садился лет пять назад, а вся подготовка к походу заключалась у него только в походе по магазинам с целью покупки как можно более дорогостоящего оборудования.


Граница в этот вечер оказалась на замке в связи с праздниками. Вышедший нам на встречу солдатик посоветовал прийти завтра, а заодно предостерёг от установки палаток возле шлагбаума и посоветовал ехать в обсерваторию, где, по его словам, можно было договориться о ночлеге.


В обсерватории нас приютил сторож, который за сходство с персонажем известного фильма сразу же получил прозвище Кузьмич.


Кузьмич не только дал нам возможность провести ночь в тепле и разделил с нами стол, но провёл экскурсию по обсерватории, работой на которой он очень гордился.


Правда, посмотреть в телескоп он так и не разрешил, и нам пришлось довольствоваться его ржавым биноклем.


Кузьмич разбудил нас рано, так как опасался приезда астрономов, и, наскоро позавтракав, мы покатили к границе. Процедура её прохождения заключалась в ответах на пару вопросов и постановки штампов в паспорта.


А дальше случилось практически чудо. Стоило нам пересечь границу, как в лицо нам подул тёплый ветер, запахло летом, резко изменился пейзаж, а вместе с ним и настроение.


Решено было немедленно остановиться и побурханить, чтобы не спугнуть удачу.


Ветер разнёс по степи запах спирта и тут же, как из-под земли, появился первый монгол.


После асфальта катить по грунтовке, да ещё идущей вниз, было сплошным удовольствием. Изредка появлялись селения и местные жители. Наше появление их сильно не удивляло, ведь мы пока находились на дороге, по которой часто ездят туристы, правда, за время нашего пребывания, мы так никого и не встретили.


Сказать, что вид внезапно появившегося озера завораживал, всё рано, что не сказать ничего. Зрелище было потрясающим!


Предположения Дорошенко оправдались, и лёд на озере Хубсугул, расположенного на высоте 1650 метров над уровнем моря, оказался невероятно толстым, несмотря на относительное тепло и май месяц.


Поначалу ехать по льду было непривычно, но очень скоро мы адаптировались и берег, от которого мы недавно отъехали, стал быстро исчезать за нашими спинами.


Лёд имел очень красивую структуру, и ехалось по нему легко и невероятно быстро. Правда, я всё равно пожалел, что поставил очень "злую" резину - на таком шершавом льду можно было катить хоть на сликах.


Вскоре появились первые трещины, и поначалу мы их преодолевали, на всякий случай подстраховываясь верёвкой.


Ночи были холодные.Те, у кого были не пуховые спальники, ощутимо подмерзали. Зато с костром не было никаких проблем ни разу. Помимо чистого, соснового леса, весь берег был завален плавником.


Энергия Лёхи Дорошенко не истощалась, а как будто бы прибавлялась с каждым днём. Казалось, он аккумулировал её из солнца. Если бы мы его не останавливали, то он смог бы держать свой безумный темп целый день и ехал бы без остановки. К слову сказать, через несколько лет после этого похода на вершину Анкагуа в Аргентине поднимутся только он и ещё один человек из всей огромной группы.


Езда по льду, надо сказать, хотя и необычна, но достаточно монотонна. Поэтому каждый развлекался, как мог. Димон Кузнецов (Сухой) пристроил солнечную батарею к карманному компьютеру и слушал курс немецкого языка. Правда, когда в День Победы он стал слушать книгу на немецком одного небезызвестного немецкого автора, у них с Фроловым возник микроконфликт, который, впрочем, носил скорее шуточный характер.


Я развлекался фотосъемкой, а Колямба, к примеру, тем, что мне позировал.


Так наш караван двигался на некотором отдалении от берега, то и дело сверяя курс то с картой, то с точками в GPS.


Несмотря на солнечную погоду, стоять на месте было прохладно. Поэтому долгих остановок мы не делали.


Увидев впадающую реку, мы решили остановиться в этом месте на ночлег и сделать баню. Правда, безопасное место для выхода пришлось некоторое время поискать.


Всю ночь дул штормовой ветер, норовя сорвать наши палатки, а утром сильно потеплело, лёд стал другим и прежнего наката уже не было.Торосы, объезд которых занимал, порою, пару километров, то и дело преграждали нам дорогу. А проезд трещин с ходу, стал совсем не безопасен.


Поверхность льда не превратилась в кашу. Если захватить рукою то, что лежало на его поверхности, было видно, что он весь покрыт ледяными иголками.


Езда по озеру стала откровенно доставать, и я стал уговаривать Дорошенко сойти на берег и поискать дорогу, которая изредка была видна. Мы покинули лёд и направились к юртам, стоявшим неподалёку.


За съем юрты на ночь хозяин взял с нас сумму, на которую в Москве не купишь бутылку водки. Они с Дорошенко ударили по рукам, и оба разошлись довольные сделкой.


Внутри юрты было тепло, уютно и даже имелись кровати. Мы не только отогрелись, но и приобщились к местному колориту.


С утра мы попрощались с хозяевами, вынули парочку клещей, которые почти неизбежны в этих местах, и найдя дорогу, поехали по ней.


Дорога оказалась на редкость красивой и очень скоростной. Я сделал робкую попытку обогнать Дорошенко и ехать первым, он принял вызов и тут началось...
Мы неслись как на гонке, не уступая друг другу, было весело и временами страшно от скорости спусков на гружёных велосипедах. Только развилка, на которой отставшая группа могла поехать не туда, остановила нас и мы перевели дух. От этого места до посёлка оставались пара километров, и вскоре мы оказались в цивилизации.


Прекрасное пиво, полноценная горячая еда и общение с дружелюбным населением, подняло наше настроение до небывалой доселе высоты.


После посёлка мы пересекли по мосту впадающую в озеро реку и поехали по противоположному берегу озера. Ветер на этот раз дул нам прямо в лицо. Стало заметно прохладнее и, несмотря на несложный рельеф, ехать стало заметно тяжелее.


У Сухого лопнул эксцентрик подседельного штыря. Мы долго искали альтернативу, пока монгол на УАЗИК, не предоставил в наше распоряжение свой ремнабор.


Начались такие места, где я бы мог фотографировать бесконечно. Но после любой остановки мне приходилось нагонять ребят, а это отнимало уйму сил. В итоге, я стал снимать только то, мимо чего просто нельзя было проехать.


Дрова для костра ещё как-то можно было найти, а вот на ночлег пришлось остановиться среди небольшой группы деревьев, которые от ветра не закрывали совсем.


Как-то раз мы сделали попытку вернуться на озеро и двигаться опять по нему. Настолько нас достала грязь, которая не давала нормально ехать даже вниз. Но лёд на Хубсугуле раскис настолько, что нам пришлось лидировать по очереди, набивая колею, чтобы остальным было легче ехать. Нас хватило на пару часов, мы вернулись на берег и стали опять брать перевал за перевалом.


Дорога, по которой лежал наш путь, возможно является для Монголии федеральной трассой. Вот, правда, мосты на ней строило, похоже, ещё войско Чингиз-Хана.


Лагерь мы разбили на берегу, и слышно было, как всю ночь на озере что-то ухало и трещал лёд.


Солнце припекало всё сильнее. В палатках утром было настоящее пекло. Лёд был весь в трещинах и гигантских торосах. О движении по озеру не могло быть и речи.


По всему чувствовалось, что скоро окончание маршрута, баня и тёплый ночлег.


Дорога становилась всё лучше, катилось очень хорошо, но именно здесь, во всяком случае у меня, стала чувствоваться усталость от всего пройденного пути.


И вот, после очередного поворота, мы вновь увидели горы и такую далёкую и в то же время близкую каждому из нас вершину Мунку-Сардык. Маршрут был окончен. Заночевали мы в монгольском доме, где всю ночь соседи танцевали под Modern Talking. Хозяин напоил нас пивом и накормил вкусной, домашней едой. А утром мы отправились к границе, по знакомой уже дороге.

Автор: dmitrleb

(оценка читателей 4 из 5)

Комментарии
7 ноября 2013 7:23
ochen interesno bilo chitat spasibo irkutchanam .privet sosed! S uvajeniem Jamiyan PS. Ya seichas jivu i rabotayu, po priglasheniyu v kitae

ответить
 

31 марта 2013 5:02
Интересно написал!

ответить
 

12 августа 2011 11:01
Толковый репортаж, ничего лишнего, и фото отличные... Начал читать и дочитал до конца..

ответить
 

28 апреля 2011 9:25
"Особенно были рады иркутчане" Только мы иркутяни:))

ответить
 

28 апреля 2011 9:22
Классные места!!

ответить
 

26 марта 2010 10:21
Тоже хочу!!!!

ответить
 


Оставьте сообщение:
 


Wise-Travel.ru — отзывы туристов

2007-2016, help@wise-travel.ru