Wise-Travel - отзывы туристов со всего мира
Вход войти    регистрация
 
 
 

Путешествуйте с нами


  • Делиться впечатлениями
  • Писать отзывы
  • Добавлять фотографии
  • Создать свою карту путешествий
  • Общаться и находить друзей



регистрация простая и не займет много времени


Другие интересные отзывы

История одного Храма

Пиво «Эфес», похоже, самый известный турецкий бренд на российском рынке (если забыть, конечно, про жевательные резинки «Турбо» взорвавшие мозг миллионам пионеров в конце 80-х — начале 90-х годов). Поэтому если Вы никогда не были в Эфесе, то можно с большой долей вероятности предположить, что «Эфес» бывал в Вас.

Расходы на путешествие:
15-20 долларов - купить в дороге попить. Обед, как правило входит в стоимость поездки.

Как добраться?
Взять экскурсию в Эфес

Полезные советы:
Летом очень жарко, обязательно нужно брать головные уборы.



Для меня этот город — настоящая сказка. Мог ли я, мальчишка, читающий статью в детской энциклопедии про Семь Чудес Света в далёком советском 1986 году, догадываться, что пройдёт каких-то скоротечных 23 года и я окажусь на месте, где стояло одно из этих чудес – храм Артемиды Эфесской. О таком я даже и не мечтал, уж поверьте.


И вот я в Эфесе. На городской агоре - торговой плащади тех лет. Мечты сбываются.

Само это Чудо Света до наших дней не сохранилось. Средний российский обыватель считает, что его сжёг Герострат, тщеславный малый, желавший таким образом запечатлеть своё имя в веках. На самом деле Герострат не был первым и единственным разрушителем храма. Не был он также и последним. Но, по иронии судьбы, знаем мы все его. Вот это и называется гениальный брендинг. Смешно, но жители Эфеса, придумали по-настоящему остроумную кару тщеславцу – предать забвению его имя. Мне кажется, что казни Герострата – и его имя было бы забыто, как забыты ныне имена вандалов, на протяжении всего хода истории уничтожавших наследия мирового искусства и зодчества. Остроумие же эфесцев пришлось всем по душе. Молва об их решении быстро разнеслась по всему античному миру. Представьте, как судачили люди:

[I] - А вы знаете, что в Эфесе один безумец сжёг храм Артемиды?
- Да вы что?! А зачем он это сделал?
- Хотел прославиться на века!
- И что с ним сделали горожане? Наверное, казнили?
- Нет. Они решили предать его забвению, каково, а?
- Да, поистине мудро. А как, кстати, звали того безумца?
- Герострат.[/I]

И вот результат. Мы до сих пор пересказываем эту историю и помним имя антигероя древности. А, вообще, грустно. Какая ирония – мы все помним имя разрушителя, а имена строителей храма не помним. Думаю, всем, кому интересна эта тема, стоит прочитать трагикомичную притчу Григория Горина «…Забыть Герострата». Если Вы уже читали её, то можете смело записывать меня в свои друзья. Если же вы не читали Горина, и немного интересуетесь историей, то я буду рад поделиться с вами краткой историей храма и именами зодчих, этот храм строивших. Итак…

Храм Артемиды (иногда его ещё называют Артемисием) строился жителями Эфеса многократно, так как эта богиня считалась покровительницей города и весьма почиталась его жителями. Образ Артемиды в Малой Азии был отличным от канонического эллинского вследствие того, что перемешался с практиковавшимся у местного населения культом фригийской богини плодородия Кибелы. Поэтому в отличие от греческих изображений, на территории нынешней Турции богиню часто изображали многогрудой. Но оставим эту полуэротическую лирику и вернёмся к храму. В Эфесе было построено много святилищ Артемиды. Но все они были недолговечны, так как возводились из дерева и разрушались то от пожаров, то от часто случавшихся в то время землетрясений.

Где-то в 560 году до н.э. жители Эфеса догадались-таки, что дешевле построить один прочный и капитальный храм, чем постоянно восстанавливать старые, уничтоженные стихийными ката- (и прочими) клизмами. Недолго посовещавшись, они объявили тендер на разработку проекта храма. То ли не нашлось собственных светлых голов, то ли и тогда уже было модно пользоваться смешным словом «аутсорсинг», но проект на возведение храма разработал уроженец Кносса – Херсифрон. Вот уж о ком действительно стоило бы поговорить. Скульптор это был выдающийся для тех лет. Он предложил поистине новаторский подход для строительства храма. Для того чтобы защитить храм от свирепствовавших в то время землетрясений и обеспечить его долговечность, он решил построить храм на болотистой почве возле реки, «эластичность» влажного грунта являлась бы амортизатором в случае сотрясений земли. Чтобы титанических размеров здание не погрузилось в болото, был создан своего рода непотопляемый фундамент: строители вырыли котлован и заполнили его лёгким древесным углём и шерстью. Забегая вперёд, скажу, что расчёты античного архитектора полностью оправдались.

Хотя мрамор в округе нигде не добывался, храм решили возводить из мрамора. Видно и в те далёкие времена существовала система откатов, которой эффективно пользовались поставщики мрамора. А может быть и нет. Люди могли чтить свою богиню и желать, чтобы храм являющийся воплощением божественного величия Артемиды, предстал перед взорами людей в самом благородном виде. Ведь кем для жителей античного мира являлись боги? – Квинтэссенцией собственных идеалов. Можно судить о богатстве и амбициях горожан по тому, какой храм они захотели возвести (и возвели!) и на что они были готовы пойти ради этого.


В окрестностях Эфеса горы в основном состоят из мягкого туфа, образующего причудливых форм скалы.

Впрочем, на большие жертвы идти не пришлось - мрамор нашёлся. Его обнаружил в окрестностях пастух. Согласно преданию, два его барана подрались и один, промахнувшись, ударил рогами в скалу, от которой откололся кусок мрамора. Пастух ринулся в деревню и рассказал жителям города о своей находке. Его наградили, как могли – дали «поллитру» ядрёного первача и подержаться за статую Артемиды Многогрудой. А может, и не так наградили. Кто теперь вспомнит? Понятно одно: в те времена бараны были самыми надёжными и эффективными орудиями геологической разведки. Можно было работать баранами вместо заступа: берёшь его за задние ноги и об скалу головой – хрясь-хрясь-хрясь! И смотришь, что там отлетело, отколовшись от основной породы: яхонты какие, али руды урановые. Главное шибко интенсивно этим процессом не увлекаться, часто не бить, следить, чтоб баран не перегревался от интенсивного трения об породу.

Но, вернёмся к главному. Мрамор нашелся, и из него стали изготовлять колонны. По проекту колонн должно было быть 127. Каждая около 18 м высотой. Вновь подрядчики столкнулись с трудностями. Доставлять колонны к месту строительства по болотистой местности не представлялось возможным – повозки, запряжённые быками, вязли во влажной почве. Но на все трудности подобного рода всегда есть ГИП (Главный Инженер Проекта), которому платят деньги за решение подобных ситуаций. К чести своей, великий зодчий нашёл гениально простой способ доставлять колонны. Он предложил использовать трехосные полноприводные тягачи. К сожалению, применить данный способ строителям не удалось (и неудивительно – свободных грузовиков в те времена днём с огнём не сыскать было ни в Ликии, ни в Карии, ни в Ионии). Тогда Херсифрон нашёл ещё один простой способ. Он вбил металлические стержни в центр торцов колонн, к ним закрепил нехитрую оснастку и впряг быков в сами колонны. Но иногда даже строительного гения архитектора не хватало. По легенде, он долго пытался придумать, как установить тяжёлый архитрав антаблемента на ордера колонн. Если сформулировать задачу по-русски, то она звучала бы так: «Как установить нижнюю балку той хрени, похожей на крышу, что ставится поверх колонн, если известно, что высота колонн – 18 м, вес нижней балки – 45 тонн, до появления подъёмных кранов Liebherr – 1500 лет). Херсифрон всю ночь думал, и хотел, было, на утро повесится от отчаяния, но тут прибежали строители с вестью о том, что архитрав уже чудесным образом стоит на месте. Не иначе как сама богиня помогла. Мне данная легенда кажется неправдоподобной, так как зодчий не дожил до окончания строительства. Труд отца продолжил его сын – Метаген (не путать с мутагеном). Но строительство затянулось почти на 120 лет. Поэтому и Метаген не увидел конечного результата строительства. Заканчивали же возведение архитекторы Пеонит и Деметрий. Поэтому Херсифрон вряд ли мог быть озадаченным установкой антаблемента – он просто не дожил до этой стадии строительства.

В итоге храм был закончен где-то в период 450-440 гг. д.н.э. Простоял он менее ста лет. И был разрушен пожаром. Сгорели балки перекрытия, и храм завалился. Случилось это в ночь на 21 июля далёкого 356 д.н.э. В ту самую ночь, за много километров от Эфеса в Македонии родился мальчик, которого нарекли Александром.


Так выглядят оливковые сады близ Эфеса. Считается, что Герострат использовал оливковое масло для поджёга храма.

На вопрос, почему же сама богиня не защитила своё святилище, жители Эфеса остроумно отвечали, что в ту ночь, когда был сожжен храм, Артемида была занята более важным делом – принимала роды у Олимпиады, жены македонского царя Филиппа II.

Мы не знаем, насколько красив и величественен был тот храм, что сгорел при пожаре, учинённом Геростратом. Практически нет никаких свидетельств, потому что, все описания интерьера и отделки относятся не к храму Херсифронта, а ко второму храму, созданному по проекту другого скульптора – Дейнократа. Именно второй, построенный на замену первому, и будет потом считаться Чудом Света. Но, обо всём по порядку.

После того как Артемисий сгорел, жители начали раскапывать руины. Ведь в храме хранилось много ценного. Во время раскопок пепелища эфесцы обнаружили нетронутую пожаром, чудом уцелевшую, статую Артемиды. Было решено, что это доброе знамение, и, вопреки всем невзгодам, нужно построить новый храм. Начался сбор средств. В едином патриотическом порыве горожане стали собирать средства на постройку нового храма.

Во время своего похода в Персию Александр посетил Эфес. То ли чувствуя вину за то, что своим рождением отвлёк Артемиду, то ли пытаясь набрать политические очки в Малой Азии, он предложил свою помощь в восстановлении храма. Взамен он пожелал, чтобы на храме было написано, что донатором (спонсором) данного строительства являлся он – Александр Македонский. Работы по восстановлению храма, к моменту прибытия великого завоевателя, уже, скорее всего, велись, так как прошло 23 года с момента разрушения храма. Год на дворе стоял блатной — 333 д.н.э. Нынче такие номера только в МРЭО за деньги дают. Ну да не суть. Гордые эфесцы не хотели, чтобы весь мир судачил о том, что храм им подарили. И что у них самих не хватило сил на его постройку. Но и отказать Александру, за спиной которого стояли десятки тысяч злых и проворных боевых товарищей, тоже не хотелось. Впрочем, я уже говорил, что эфесцы были людьми остроумными. На предложение Македонского они ответили дипломатично: «Боги богам храмы не воздвигают». Александр был парнем смышлёным и намёк сразу понял. А может и купился на грубую лесть. Хотя вряд ли. Так или иначе, денег он постройку, по-видимому, дал. Одолжил также и своего придворного архитектора - Дейнократа. Тот был малый не глупый, велосипед изобретать не стал. И на основе уже опробованных Херсифроном технологий, создал проект реконструкции храма.

Общий план оставили как у храма-предшественника, правда, немного увеличили масштаб. Здание стало на 10 метров шире и длиннее. Кроме того, добавилось ступенчатое основание пятиметровой высоты. В итоге получилось здание площадью 109 на 50 метров. Храм двойным кольцом опоясывала колоннада (т.н. ионический диптер). Высота колонн была разной из-за того, что внешний ряд колонн находился на нижней, а внутренний ряд на верхней ступени основания. Разницу в высотах архитектор компенсировал двойными пьедесталами у колонн внешнего ряда. Внешние колонны достигали высоты 18 метров! А это пятиэтажка с цоколем и крышей. Чтобы увеличить долговечность конструкции, Дейнократ отказался от деревянных перекрытий, крышу покрыли мраморной черепицей. Всё это было сделано для того, чтобы храм был застрахован от очередного Гедераста, возжелавшего славы.

Над украшением храма трудились лучшие скульпторы и художники того времени. Именно эта версия храма и была названа одним из Чудес Света. Архитектор Дейнократ не стал дожидаться окончания реконструкции и покинул Эфес. Через год выяснилось, что он занимается планировкой и строительством города Александрия для своего патрона.

В христианский период апостол Павел проповедовал перед Храмом. Но был изгнан из города гильдией торговцев под предводительством некого Деметрия, занимавшихся коммерцией возле храма. Они продавали туристам того времени сувениры (в частности миниатюрные статуэтки богини). Проповеди Павла вредили их ремеслу, и они изгнали его из города.

Сам же храм простоял до 262, после чего был разграблен нашествием готов. Это сейчас готы измельчали и выродились в подростков-упырей, красящих волосы в иссиня-чёрный цвет и лузгающих семечки возле подъезда. А тогда готы были мощным воинственным народом. После нашествия готов, император Константин восстановил большую часть Эфеса, но Артемисион восстанавливать не стал, так как уже принял в тот момент христианство. После этого храм начал приходить в упадок.

А в 391 году император Феодосий I, исповедовавший христианство, запретил все языческие культы. Из-за этого, кстати, в 393 н.э. были остановлены Олимпийские Игры. Но храм ещё стоял, и в нём ещё некоторое время проводились служения Артемиде. Потом, храм начали разбирать, чтобы использовать мраморные облицовочные плиты для строительства. Конструкция потеряла целостность, здание стало ветшать и рушиться. А руины постепенно поглотило болото. Найдены остатки храма были только в 1860 году археологом Джоном Т. Вудом. От всего храма к настоящему времени осталась единственная колонна. Её реконструировали и установили на месте прежнего храма. И вот уже много лет аисты вьют гнездо на её вершине.


Собственно, это всё что осталось от храма в наши дни. Я на фото для масштаба.

«Такие дела», - как любил говаривать один из героев К. Воннегута.

Обещал себе не превращать описания своих путешествий в сухие исторические справки. Но не смог сдержаться. Уж очень мне эта тема интересна. Вот и попытался упорядочить свои знания об одном из Чудес Света и облачить их в популярную и удобочитаемую форму. Надеюсь, у меня получилось. О самой поездке и остальных достопримечательностях Эфеса (а их, поверьте, не мало) я расскажу в следующей главе своего дневника.

Мой жж: oskanov

Автор: oskanov (все рассказы автора) (оценка читателей 4 из 5)

Комментарии
11 июля 2012 5:39
Отличная статья, спасибо!

ответить
 


Оставьте сообщение:
 

Wise-Travel.ru — отзывы туристов

2007-2024, help@wise-travel.ru