Wise-Travel - отзывы туристов со всего мира
Вход войти    регистрация
 
 
 

Путешествуйте с нами


  • Делиться впечатлениями
  • Писать отзывы
  • Добавлять фотографии
  • Создать свою карту путешествий
  • Общаться и находить друзей



регистрация простая и не займет много времени


Другие интересные отзывы

Уральская индустрия. Часть 1: Коркинский Гранд-карьер.

Урал - это в первую очередь Край Горных Заводов. В старинных уральских городках можно найти промышленные сооружения 18 века. Реки здесь представляют собой каскады прудов. Многие горы срыты до основания: "Была гора высокая - стала яма глубокая", как говорили когда-то.



В последующих двух постах я покажу масштабы промышленного освоения Урала. Во второй части речь пойдет о жутком месте под названием Карабаш, а в первой - о Коркинском угольном разрезе, что находится в 40 километрах южнее Челябинска.

От Челябинска до Коркина всего около 40 километров в сторону Троицка - старинного и забытого города на казахской границе, о котором я расскажу отдельно. По ту же сторону границы трасса ведет в Кустанай. А к югу от Челябинска находится угольный бассейн с многочисленными шахтами и терриконами.


Собственно, главный шахтерский город - Копейск, является пригородом Челябинска, и граница между двумя городами почти не видна. Ныне подавляющее большинство шахт закрыты, жители Копейска ездят работать в Челябинск. Копейск примечателен еще и своим расположение между нескольких озер, почти что на острове. На окраине Копейска мы увидели вот такое зрелище:


Из-за глобального потепления уровень озер повышается, и прибрежные дачи оказываются затоплены. Вода отсюда уже не уйдет.


Вскоре после Копейска вдоль дороги вырастает вот такая стена - это начало Коркинского разреза, цепочка старых отвалов, тянущаяся на много километров. Высота ее такова, что недалеко от Коркина на склоне устроен горнолыжный комплекс.


Наконец, мы въезжам в само Коркино - шахтерский город с 40-тысячным населением. Как и многие города при угольных месторождения, Коркино начало приходить в упадок задолго до Перестройки - в 1959 году его население было 85 тысяч, и сократилось вдвое уже к 1989 году.

На гербе Коркина изображен карьер:


Несколько зданий:






Город оставляет весьма депрессивное впечатление. Почти весь он застроен предвоенными сталинками с небольшим количеством частного сектора, и по площади меньше, чем собственно Коркинский угольный разрез. На окраинах - много мрачного вида промышленных сооружений, явно связанных с добычей угля.




Почти все фотографии были сняты из окна машины - пешком ходить, да еще и с фотоаппаратом, я бы здесь не рискнул. Однако Коркино бы ничем не выделялось среди десятков других шахтерских городков, если бы не Гранд-карьер - Коркинский угольный разрез. Часто говорят, что это самый большой карьер в мире, и по крайней мере среди угольных разрезов он действительно считается крупнейшим: 2,5 км в поперечнике и 520 метров глубиной. Однако в России есть еще как минимум два сопоставимых карьера: медно-серный в башкирском Сибае (глубиной 550 метров) и знаменитый алмазный карьер в якутском Мирном (глубиной 600 метров). Да и в мире гигантских карьеров немало - например, чилийская Чукикамата.
Однако Коркинский разрез - все же в числе крупнейших карьеров планеты.


Мы нашли удобную площадку для обзора недалеко от поселка Роза - "пригорода" Коркина, и начали спускаться.




Масштаб карьера (поясняю: слова "карьер" и "разрез" в угольной промышоленности - синонимы) очень трудно передать фотографиями, но все же попробую:


Коркинское месторождение начало разрабатываться в 1931 году, и вскоре был обнаружен пласт угля толщиной 200 метров. Создание карьера велось в 1930-40-е годы, причем здесь активно шли взрывные работы. Знаменит так называемый Коркинский взрыв 1938 года: его готовили полгода, перед взрывом на всякий случай эвакуировали город, а по мощности он был сопоставим с ядерным - колебания зафиксировали сейсмостанции по всему миру.

Коркинский карьер настолько грандиозен, что его трудно воспринимать как нечто рукотворное. Это действительно Гранд-карьер - аналог Гранд-каньона в Аризоне.






Стена карьера. Каждый уступ - примерно с 8-этажный дом.




Оползень. Для масштаба - видете деревья?


Верхняя часть разреза:


Шахта, ствол которой ведет ко дну разреза:


На дне карьера обычно кипит жизнь: по рельсам ходят составы с углем и породой, работаю эскаваторы...


Однако в день нашего посещения в разрезе было тихо и пусто. То ли потому, что воскресение - даже здесь выходной, то ли Мировой кризис подкосил и это предприятие.


Однако со дна разреза не переставая шел дым, иногда раздавался грохот, а мелкий угольный пепел порой налетал, как снег, оседая на одежде. У меня началась одышка. Дна карьера видно не было - бездонная черная дымящаяся воронка. И в целом, не покидало ощущение, что мы стояли у входа в Подземное Царство.


О Коркинском разрезе также есть очень красивый репортаж.

Еще в 40 километрах южнее мы проезжали город Южно-Уральск. О нем пусть расскажет periskop, обнаруживший здесь настоящий клондайк довоенной сталинской архитектуры. Хотя в целом Южно-Уральск очень похож на Коркино. Мне же он запомнился деревянной церковью-новоделом у трассы:


И мощной ГРЭС постройки 1930-х годов, трубы которой чем-то напоминали пальцы. Для этой ГРЭС, и не только, и добывался коркинский уголь.




Но если вы думаете, что это страшно - то ошибаетесь. Страшно будет в следующей части, посвященной городу Карабаш.

Мой жж: varandej

(оценка читателей 4 из 5)

Комментарии
28 февраля 2012 7:14
You keep it up now, udnerstnad? Really good to know.

ответить
 

13 января 2011 12:26
здесь и кимберлитовые и угольные, с фотками и с гугл картами - карьеры всего мира www.tetralab.ru/display/QW

ответить
 


Оставьте сообщение:
 

уголь для самогона

Wise-Travel.ru — отзывы туристов

2007-2016, help@wise-travel.ru