Wise-Travel - отзывы туристов со всего мира
Вход войти    регистрация
 
 
 

Путешествуйте с нами


  • Делиться впечатлениями
  • Писать отзывы
  • Добавлять фотографии
  • Создать свою карту путешествий
  • Общаться и находить друзей



регистрация простая и не займет много времени


Другие интересные отзывы

Марий Эл. Молебен в Священной роще.

Но все-таки в Марий Эл главное - не цветастые новостройки Йошкар-Олы, и даже не Юринская усадьба. Даже и не Козьмодемьянск, если считать Горномарийский район. Главное достояние республики - это Священные рощи, или, вернее, уникальная культура марийцев - ведь в этих рощах все еще молятся древним богам.



Веру марийцев часто называют "язычество", но сами марийцы этот термин не любят: "Язычник - он в лесу на березу молится, а у нас свои боги!". Назвать марийца язычником - это довольно сильно оскорбить. Сейчас используется термин Марийская Традиционная Религия, Вера Предков. Сами марийцы делятся на двоеверов (исповедуют и православие, и МТР) и чимари (ортодоксальные верующие).
Храм марийцев - Священная роща. О путешествии в такую Священную рощу, где протекал туня-кумалтыш - Всемирный молебен - я и расскажу здесь.

Предварительно можно ознакомиться с двумя небольшими постами, также посвященным этнографии и религии марийцев:
Немного этнографии (в основном подборка кадров из Национального музея)
Попытка найти Чумбылатов камень - главную марийскую святыню (итоги очень спорные).

Для начала я расскажу о собственно Священных рощах, или кюсото. В республике их сохранилось около 600 - причина этого в том, что в советское время Священные рощи были низведены до просто участков леса, и были отнесены к "особо ценным". Вырублено было относительно немного Священных рощ, зато в нашу эпоху на них часто зарятся "браконьеры" (или не знаю, как это называется в лесной отрасли - словом, те, кто рубит лес нелегально). Такие выходки марийцы воспринимают как целенаправленную кампанию по удушнию веры предков, но не стоит забывать, что и на Дальнем Востоке точно так же вырубаются заповедники.

Священных рощ в республике много - когда едешь по дорогам Марий Эл, постоянно видишь их то с одной, то с другой стороны. Кюсото стоят чаще, чем православные церкви в среднерусских областях.




Располагаются такие рощи обычно скоплениями, причем образуют определенные фигуры: если соденить рощи прямыми линиями, чаще всего возникнет геометрическая фигура или древняя руна. В каждой роще молиться можно только 1 раз в год, причем молебны всегда совершаются при растущей Луне - никогда при убывающей.

Вот - экскурсия в "отдыхающую" Священную рощу:



Табличка на входе - в роще всегда очень много запретов:


Здесь нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (опять же, не ритуальные), справлять нужду, сюда запрещено заходить женщинам в известный период. Запрещено здесь, естественно, и пьянство, и мусор - и надо сказать, в рощах действительно поразительная чистота.


Сердце Священной рощи - онапу, то есть дерево-алтарь, дерево-канал, по которому проходит энергия между людьми и богами.


Как мне объяснили, жрецы изначально выбирают именно онапу, и в зависимости от его силы очерчивают круг определенного диаметра - этот круг и становится Священной рощей. Изначально большинство рощ были внутри лесных массивов, но леса свели, а кюсото остались.

Вот, собственно, и все, что удастся увидеть, если ехать в Марий Эл, по Священным рощам, наобум. Самое же интересное - это собственно процесс молебна. Кого попало марийцы на молебен не берут (тем более из-за пределов республики), и их можно понять: приедут то родноверы, начинающие призывать силу Перуна, то журналисты, которые потом пишут пасквили - "Вот какая дикость в 21-м веке!". Место молебна марийцы разглашать не любят, и только время его всегда известно заранее - на определенной фазе Луны.

Лично я вел переговоры о том, чтобы посетить молебен, с июня, да и найти тех, кто мне помог, удалось скорее по счастливой случайности. Молебны в Марий Эл проходят довольно часто, в среднем каждые выходные, однако наибольший интерес представлял молебен на Чумбылатовом камне 4 июля и Всемирный молебен (туня-кумалтыш) 5 октября. Первый я посетить не смог, так как у меня уже были билеты на Южный Урал, поэтому в итоге выбрал посещение Всемирного молебна. Иерархия молебнов довольно сложная, и Всемирный молебен, где молятся не только за всех марийцев, но и за всех людей мира, было положено проводить раз в 10 лет - однако с 1991 года, когда кончились гонения на веру, его проводят ежегодно. Всегда в разных местах.

В этом году молебен проходил в деревне Нурсола (70км от Йошкар-Олы по дороге на Сернур) в Белой роще. Нас довезли туда на машине, и вот что мы там увидели...

Вот она - собственно Белая роща, наиболее крупная из всех окрестных рощ:


Где-то я видел термин "Соборная кюсото". В таких рощах, как эта, есть несколько онапу.


Постороннему человеку на молебен надо ехать с сопровождением, так как в кюсото очень много правил поведения, которые нарушать не стоит. Есть места, куда нельзя заходить, есть допустимые и недопустимые действия. Меня в кюсото привела Ираида Степанова - эту женщину в Марий Эл знают, в музее или кюсото ссылка на нее не требовала пояснений. Ираида представила меня жрецам (по-марийски жрец называется "карт"), от которых я уже получил указания, что делать можно, а что нельзя.

Удалось мне поговорить с Александром Таныгиным - верховным картом марийской веры. Хотя я с ним говорил пять минут, этот человек оставил неизгладимое впечатление - настоящий жрец, почти что настоящий маг. Он предупредил меня:
-Вот сюда человек с НТВ приезжал, написал про нас грязь. Теперь нет его на свете. Смотри, если и ты про нас грязь напишешь - я тебя на том свете найду!
Естественно, он имел в виду не расправу, а божью кару. Увы, у Таныгин были все основания так сказать. Журналисты о проихсходящем в Марий Эл пишут или в духе "Вот, посмотрите кого наша преступная пиратская людоедская власть угнетает!", или в духе "Вот посмотрите, какое темное варварство в нашу эпоху!". И все же журналисты на молебне тоже присутствовали: съемочная группа с республиканского ТВ, и загадочные журналисты "Независимой газеты", которых я так и не увидел.

Вход в рощу. Раньше можно было входить в кюсото и выходить из него только через одни ворота, но сейчас это не соблюдается. На белом листочке - правила поведения в роще. Главное условие - чистота души и тела. Сюда нужно приходить, помывшись предварительно в бане (в идеале, душ тоже можно), и нельзя приходить с "отрицательными мыслями" - как я понял, под этим термином имеются в виду наши "7 смертных грехов".


Вообще же, у Белой рощи мы высадились на рассвете, и первое, что я услышал - доносящееся из-за деревьев блеяние и гаканье. Первый этап молебна - жертвоприношение. Приносят в жертву животных: гусей, кур, коз, овец, а на туня-кумалтыш - одного жеребца. Выбирают животных не просто так: животное должно подать определнный знак, что именно его выбрали боги, повести себя определенным образом. И в роще стояли длинные-длинные очереди людей с гусями в мешках или корзинах - преобладали именно гуси. Однако жрецы в один голос запретили мне фотографировать кровь, поэтому с этого этапа фотографий не будет.

Само по себе жертвоприношение - зрелище, конечно же, не для слабонервных. Но если разобраться, ничего дикого в этом нет. С детства помню: когда я был ребенком и отдыхал на даче под Пермью, моя бабушка (женщина городская) держала там кур и свиней. Я видел, как этих животных забивают и потрошат, а потом ел их так же, как если бы мясо было куплено в магазине. И это было абсолютно нормально в сельской местности. Если мы считаем варварством Священные рощи - что же такое тогда скотобойни и птицефабрики?!

На самом же деле жертвоприношения в рощах бывают 4 видов, и о них я расскажу подробнее.
А вот как роща выглядит изнутри, затянутая дымом жетвенных костров и паром жертвенных котлов:




В целом жертвоприношение животных происходит так: их разделывают, и несъедобные части (кости, перья, шкуры) сжигают, а съедобные готовят. Ведь боги питаются не плотью, а духом, и главное здесь - дым и пар, который уходит к небесам.


Всего в роще молились 5 богам. Главный жертвенник в центре рощи принадлежал Тун Ош Кугу-Юмо, что означает Верховный Белый Великий Бог. То есть бог-творец, демиург.


Жертвенный хлеб - в начале молебна. К концу нашего пребывания в роще хлеба стало больше раза в три.


У северной опушки рощи располагался жервтенник Курык-Кугыза - "Горного Старика". Вокруг хвойные деревья, и само онапу тут ель - Курык-Кугыза считается кереметом, то есть темным божеством, а таким богам молились у хвойных.


Жертвенный хлеб и полотенца - третья форма жертвоприношения. Жертвенник Курык-Кугыза - ближайший к опушке:


С западной стороны рощи располагался жертвенник Мер-Юмо - бога-покровителя марийцев, посредника между людьми и Кугу-Юмо.


Его жервтенник был вторым по величине после жертвенника Кугу-Юмо. Еще два жертвенника располагались с восточной стороны рощи: Шочын-Ава и Мланде-Ава. "Ава" - значит, богиня. Здесь молились о плодородии, о рождении и т.д.




Теперь собственно о 4-х формах жертвоприношения. О жертвенных животных я уже рассказал:


Жертвенный хлеб просто лежит весь молебен у алтаря, а за молебном следует трапеза - и этот хлеб тоже съедают. Очень красивые трехэтажные блины, лепешки из творога - народная кухня. Но попробовать их мы уже не успели - надо было возвращаться в Йошкар-Олу, на поезд.


Обратите внимание на свечи - их зажигают во время молебна. Полагается самому слепить свечу из воска (не из парафина), и естественно, запрещается пользоваться церковными свечами. Особенно красивы эти свечи на ночных молебнах - такая традиция существовала со времен покорения Казани (и начала гонений на чимари), и закончилась лишь в 1990-е, когда народ "вышел из тени". В некоторых рощах (в частности, Цепельской - некогда главной роще горных марийцев) эта традиция сохраняется.


Эта еда выглядела очень аппетитной и вкусной. Это была НАСТОЯЩАЯ народная кухня: ресторанов марийской кухни в Йошкар-Оле нет, а если бы и были - это было бы совершенно не то. Но мы не успели. Жервтенная пища священна и неприкосновенна до конца молебна. Хотя ближе к середине дня многие ели и пили - но другую еду, принесенную с собой для себя, а не для богов. До конца моления эти блины и хлеб едят боги.

Еще одна очень странная традиция - жертвенные полотенца. Человек должен вышить такое сам и принести, и полотенца просто висят у жертвенника. Потом их возвращают владельцам. Однако марийская вышивка - это очень красиво.


Четвертая форма жервтоприношения меня сначала несколько покоробила: в роще, напротив жертвенника Кугу-Юмо, сидит особый жрец-казначей.


Он читает молитву, и на марийском, и на русском, когда оставляешь около него деньги. Репутацию "меркантильных кю" имеют обычно священники РПЦ, но у марийцев это поставлено на поток даже в большей степени. Однако для марийцев это нормально: ведь их богам вообще приносятся жертвы Такое жертвоприношение - наиболее простое и доступное почти каждому.

А так выглядит жрец, или по-марийски карт. Фотография сделана с любезного разрешения карта:


Одеты карты бывают по-разному, общая черта - войлочные шапки (у верховного карта Таныгина такая шапка еще и красная). Вообще, картов в Марий Эл не так много, учатся они друг у друга, чаще всего передавая навыки по наследству, из поколения в поколение. Для картов моление гораздо обширнее, чем действо в роще, а кроме того, карт, нарушающий законы чимари, роискует потерять уважение и быть низложенным - хотя такое бывает довольно редко.

Надо рассказать и о "прихожанах" Священной рощи. Такого рода моления собирают до 3000 человек, на этом молении было как минимум несколько сотен.


Причем, что поразило меня и обрадовало - сюда приходят не только старики. Много людей молодых, много горлдских. То есть старики, конечно же, преобладают, но они преобладают и в православных церквях. В кюсото соотношения стара и млада примерно такое же, как в церкви. А это значит - вера живет!

Ведь перевес молодых над стариками значил бы только одно - молебен превращается в тусовку родноверов. Здесь же все на самом деле.

Но все же наиболее колритные персонажи в роще - бабушки, многие из которых носят народные костюмы. Скажем, вот эта очаровательная парочка:






А есть тут и городские люди, и их не мало:


Когда жертвоприношение закончилось, а моление еще не началось, люди здесь просто общались, и я ходил, слушал разговоры, участвовал в них. Я помню самых разных людей: артистку-марийку, приехавшую сюда из Башкирии (где находится вторая по величине марийская община), старика-чимари, который много и увлекательно рассказывал о жизни марийского народа на его памяти, мальчика-11-классника из деревни Тоншаева в Шарангском районе Нижегородской области, где он хочет возрождать марийскую веру, министра сельского хозяйства республики Марий Эл, съемочную группу из Йошкар-Олы - очаровательную журналистку и оператора, которые взяли у меня короткое интервью, хозяева крупнейших марийских сайтов, которые вычислили меня через поиск по блогам и уже ждали, карт, который объяснял мне, что слово "икона" по-марийски раскладывается на "ик она", т.е. "одна доска", другой карт - добродушный, веселый, которого я о чем-то расспрашивал... Были здесь люди из Башкирии, из Екатеринбурга - и только из Москвы было нас двое. Общались и по-русски, и по-марийски, но все же марийский язык здесь преобладал, и "по умолчанию" обращались друг к другу на марийском. Но и русским здесь все владил свободно, никакого языкового барьера не наблюдалось.

А за рощей простиралось поле, куда люди выходили отдохнуть от шума и дыма, погреться на солнышке. Около рощи был сеновал, где я успел даже поспать с фотоаппаратом в руке.




У людей был праздник. Это не было похоже на суровые и торжественные службы в христианских храмах и мечетях: люди просто пришли пообщаться с Богами, попросить их о чем-то, что-то им отдать, о чем-то договориться. И порой казалось, что под сводами Белой рощи среди людей ходят невидимыми для глаз Мланде-Ава, Мер-Юмо, Шочын-Ава, сам Кугу-Юмо...

После был сам молебен. Его текст каждый год сочинялся заново. Зажигались свечи, люди два часа молились, стоя на коленях, а за молебном должна была быть трапеза - но мы туда уже не успели. Туня-кумалтыщ началось около 7 утра а закончилось лишь в 6 вечера, и мы были вынуждены уехать раньше времени - на поезд. Но молебен - лишь часть того, что мы увидели. И может, это сами боги или Сам Бог распорядились, что на молебне нам присутствовать незачем и священую пишу вкушать не стоит.

Пейзажи вокруг. Марий Эл поражает еще и своей чистотой - чистейший, сладкий воздух, живые и здоровые деревья, прозрачная вода, поразительное малое количество мусора. И правда: для марийца чистота - неотъемлемая часть его веры.




Мне было искренне жаль прощаться с этой землей и народом мари - спокойным, доброжелтельным, красивым и мудрым, немного печальным.

И еще раз хочу поблагодарить Ираиду Степанову, без которой ничего этого я бы не увидел. Может быть, я еще вернусь в Марий Эл - например, увидеть моление на Чумбылатовом камне..


И последнее: если я все же написал что-то не то, то вовсе не от враждеьности, а просто по ошибке. Ведь очень много из того, что происходило здесь не описано в научных книгах, а моя память склонна давать ошибки.

Автор: varandej

(оценка читателей 4 из 5)

Комментарии
29 апреля 2015 9:14
!S!WCRTESTTEXTAREA000001!E!

ответить
 

29 апреля 2014 5:43
Меня всегда интересовала марийская культура и марийский язык, хотя я являюсь русской и живу в Екатеринбурге. Меня очень расстраивает, когда люди, не понимающие чужую религию, так скверно отзываются о ней. Ведь каждый знает,что раньше не было никакого христианства, а было язычество. И славян заставляли принимать христианство,но были и такие кто не хотел принимать чуждую ему веру.Так что наши предки являются язычниками и как было выше сказано <<молились пню>>. Так что попрошу некоторых людей не обижать марийцев и осуждать их веру. Анна.

ответить
 

8 мая 2014 8:28
// Так что попрошу некоторых людей не обижать марийцев и осуждать их веру. Анна.//

Ты сам(а) признаешь что твои предки молились "пню", а говоришь что русский(ая)?
Зачем врать...???

ответить
 

29 марта 2014 10:37
ОТкуда у псевдорусских националистов с только глупой злобы

ответить
 

10 апреля 2014 1:34
//ОТкуда у псевдорусских националистов с только глупой злобы//

Вот это грамотей...!!! Сразу видно - черемисин с родословной!!!

ответить
 

11 января 2014 12:19
Без коментариев ... статья интересна а половина критиков мудилы ... я не мари я славянин просто адекватно смотрю на вещи . Всем добра

ответить
 

21 января 2014 9:09
//я не мари я славянин//

К твоему тупизму поясняю! Мари тоже относятся к славянам. Так что ты черень зря прикрываешься "славянином". Тебя наверно самого в телеге возят с "мольбища пеньку"...?
Ржу нимагу!!!

ответить
 

11 октября 2013 10:21
Те черемисы, кто не отмыли свои глаза от трахомы, до сих пор пеньку молятся!
Прикольно читать отзывы от кереметя под ником "svantibor2"!!! Когда читаешь его тупизм, то невольно вспоминается худ/фильм "путёвка в жизнь". Там показали такого-же кереметя Мустафу(кстати Кырля класно сыграл эту роль!), вот и думается мне что этот "svantibor2" просто двойник кереметя Мустафы, или очень хочет быть похож на Мустафу! По крайней мере тупость этих кереметей просто зеркальная!!! Не исключаю что, эти оба кереметя на одно лицо!!!
А так прикольно читать такой тупизм!!! Особенно когда на улице слякоть и нету настроения, а тут прочитал парочку тупых отзывов от "svantibora2", и похрен любая погода...!!!
Для тех кто не смотрел худ/фильм "путёвка в жизнь", советую обязательно посмотреть, хотя-бы для того, что-бы сравнить кереметя под ником "svantibor2" с Мустафой!!!
Чэвэрэн!!!

ответить
 

5 апреля 2014 11:58
отвечать лень тебе, дитЁ моЁ неразумное татарское! только научись писать без ошибок--! "чеверын!" бэлки, кысылмаска кирэк зурлар сойлэшкэндэ.

ответить
 

10 апреля 2014 1:36
Мне простительно допускать ошибки в написанном, ведь я не КЕРЕМЕТЬ!!!

ответить
 

27 сентября 2013 4:19
ахпхп поржал спс :D

ответить
 

27 сентября 2013 12:55
Особенно интересно наблюдать как они возврощаются со своего "молебна"!!! Нажираются самогонки до поросячьего визга, а потом из тракторной тележки вылезти не могут. Однажды видел как тракторист вдрызг пьный, вываливал самосвалом такого-же "молитвенника" самосвалом из телеги трактора...! Жалко что тогда не чем было сфотографировать! После приземления "молитвенника" из телеги в грязь, "молитвенник пеньку" на четырех точках с песней со словами (поктовеле корно сай) зарулил к скотному хлеву, и там спал до утра!!! Потом от него неделю воняло поросячим навозом и вонючей самогонкой.
Да!!! Класный "молебен" у моего соседа был! Действительно есть что вспомнить!!!

ответить
 

5 апреля 2014 12
татар авылында булган куренешне сойлисен димэк

ответить
 

10 апреля 2014 1:38
Да черень, далеко тебе до РУССКОГО языка!!!

ответить
 

5 декабря 2013 4:58
+++

ответить
 

4 августа 2013 8:58
кто сказал что язычества нет в наше время....

ответить
 

16 июля 2013 6:16
Слава ЗЕМЛЕ!Слава народу хранящему ЕЁ!Люблю тебя, мой край марийский!
Родилась я в Юркино, детство прошло в Юрино и Чебоксарах,живу сейчас в Москве.
Иногда 2 раза в год приезжаю на Родину, но каждый день мыслью обнимаю родной край,с его лесами и рощами, с МОИМ ВОЛШЕБНЫМ ЛЕСОМ.Да хранит его БОГ!!!
Благодарю автора за Свет-лое повествование.Ирина

ответить
 

27 сентября 2013 11:51
//но каждый день мыслью обнимаю родной край,с его лесами и рощами//
Ты бы лучше мужа своего почаще обнимала, если такой нашелся...!?!

ответить
 

23 ноября 2012 7:13
молодец Москаль!!!

ответить
 

12 мая 2012 10:58
да

ответить
 

25 января 2012 10:05
Честное слово очень рад,что хоть где-то ещё осталась Святая Роща в нашей светлой Руси!!Единственное,что мне не понравилось,так это то,что всё-таки и сюда кривда добралась!!НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ В ВИДЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ,ЭТОГО СВЕТЛЫЕ И РОДНЫЕ БОГИ НЕ ПРИМУТ!!!Скорее всего посещение и молебен в Роще осталось как традиция,а настоящие функции нарушены,этими же животными жертвоприношениями!!((Леонид

ответить
 

20 декабря 2013 9:48
//Честное слово очень рад,что хоть где-то ещё осталась Святая Роща в нашей светлой Руси!!//

Для язычников всегда "святая роща", а для Православного народа всегда СВЯТАЯ РУСЬ!!!

ответить
 

20 апреля 2012 6:27
не путай своих славянских языческих божков с настоящей марийской верой.

ответить
 

1 октября 2013 11:45
//не путай своих славянских языческих божков с настоящей марийской верой.//
Это ты кереметь не путай своих кереметьских идолов с Православием!!!Ржу нимагу!!!

ответить
 

28 сентября 2011 11
Наши девушки самые красивые и стройные в России!!! А голоса наших марийских девушек не могут сравниться с голосами Ла-Скала Италии!!! Холя я уже почти 20 лет не видел нашу красоту. Кавказ - красивое место, но лучше него может быть только Марий Эл!

ответить
 

27 сентября 2013 11:55
//Наши девушки самые красивые и стройные в России!!!//
После литра випитого самогона на курином помете...!!!

ответить
 

svantibor2, 2 октября 2011 6:03
Уважаемый! Я согласен с тобой, что до определения марийских девушек. тебе необходимо понять что у генетических людей девушки красивые, на что я не могу согласится на выродко искуственно выведенных миссионерами.Любите свое родное ведь тут кроется смысл красоты народа. С уважением Свантибор

ответить
 

18 октября 2013 12:28
//Уважаемый! Я согласен с тобой, что до определения марийских девушек. тебе необходимо понять что у генетических людей девушки красивые, на что я не могу согласится на выродко искуственно выведенных миссионерами.//
Ты генетический кереметь сначала отмой свои трахомные глаза, что-бы разглядеть красоту! А иначе тебе просто не увидеть красоту не только девушек, но и окружающей природы...!!!
P.S. Так-же рекомендую тебе почаще мыть свою генетилку, что-бы потомство от тебя генетическое рождалось, с кереметьской родословной!!!

ответить
 

27 сентября 2013 1:08
Ну ты свантибор2 настоящий кереметь-шамыч!!! Ты свою генетилку-то в штанах как используешь? Тихо сам с собою, левою рукою...!!! Или кооозочек насилуешь...???

ответить
 

28 сентября 2011 10:48
Марий калык!Наши предки сотни лет хранили наши святые места от чужих глаз... в 2009 году один немецкий ученый много времени искал корни своих традиций (утраченных) в Марий Эл! Даже фино-угоры (по культуре) не знают своих корней.
Когда я говорил с профессором из Германии в Москве, он плакал - мы есть единственное наследие Европпы (его журнал идет по всей Европпе). Может он и прав. Но я военный человек - я принял присягу... я русский офицер. Моя честь - служить России и умереть ради нее. 20 лет на Кавказе - Слава России!!! - Слава Марий Эл!!!! Будем жить - простите друзья за нетактичность, но обидно за нашу Родину, наших парней, моих солдат, нашу культуру, братьев. Ош Мари калык! Кугу пиялым тыланет, пенгыде тазалыкым, кужу умырым да пенгыде тазалыкым. Нелыш ида нал...

ответить
 

27 сентября 2013 11:58
//Когда я говорил с профессором из Германии в Москве, он плакал - мы есть единственное наследие Европпы//
Черемисы уже в Германии...??? Гитлер отдыхает...!!!

ответить
 

18 октября 2013 12:45
//Черемисы уже в Германии...??? Гитлер отдыхает...!!!//
Наверно фашистких профессоров, керемети самогонкой марийской напоили, вот у них и срывает кукушку...!!! Сталин в 1941 году значит не знал про чудовищное БИО-оружие под названием "марийский самогон на курином помёте"!!! И война быстрее-бы закончилась, да и потери были-бы не значительные...!!!

ответить
 

12 мая 2014 11:32
++++++++++++++!!!

ответить
 

14 июля 2011 10:25
Мои дед и бабушка родились на марийской земле ещё до революции, потом жили в Кировской области. А я вот из Карелии, через несколько дней надеюсь впервые увидеть эту землю....
Очень интересно, завораживает и влечёт. Спасибо большое за рассказ и такие замечательные фото.
Что-то во мне отзывается, как струна...

ответить
 

27 сентября 2013 12:01
//Что-то во мне отзывается, как струна...//
Это эрекция! Скоро наступит семяизвержение...!!!

ответить
 

5 декабря 2013 5:06
//Это эрекция! Скоро наступит семяизвержение...!!!//
)))) +100500

ответить
 

16 июня 2011 11:59
Как печально. Один священник рассказывал, что к нему на службу не приходит ни один человек - все в рощах. Так он и приходит в храм, отслужит службу в одиночестве и уходит. Что касается строк:"Мне было искренне жаль прощаться с этой землей и народом мари - спокойным, доброжелтельным, красивым и мудрым, немного печальным", так это больше относится к горномарийскому району. За один день невозможно представить истинное об этом представление. Как говорится:"Надо съесть пуд соли"

ответить
 

12 марта 2013 6:39
Как вы правы. Слава БОГУ что уехала я из этой республики, подальше от колдовства и тому подобного.

ответить
 

27 сентября 2013 12:12
Уезжать было не обязательно! Просто молитесь и посещайте Православные Храмы!

ответить
 

svantibor2, 2 октября 2011 6:19
Уважаемый что ты считаешь печально? Что люди не приходят на службу это тоже самое происходит и в Санети. Люди хотят праздновать свое а не то что вы предлагаете опиум для народа. Я думаю что тот "священик" имеет какое-то образование и те сказки которые были актуальны 2000лет назад они актуальны для ослов Моисея и овец Иссуса в данное время. уважением Свантибор

ответить
 

1 октября 2013 11:53
Эй кереметь под ником свантибор2!!! Ты кереметь сначала научись без ошибок печатать! Читать тошно твоё царапанье!!!

ответить
 

27 сентября 2013 12:11
Эй свантибор! Ты смотри о пенек не разбей свою черепушку когда пеньку молишься!!! Тебя вчера ссать стоя научили, а то всегда вприсядку мочился! А сегодня ты своего идола рекламируешь! Ржу нимагу!!!

ответить
 

8 декабря 2012 11:05
Уважаемый Свантибор, вы хотите, чтобы уважали то, во что вы верите, а сами оскорбляете людей, для которых история Моисея и жизнь и учение Иисуса далеко не сказки. Очень непочтительно с вашей стороны.

ответить
 

9 апреля 2011 6:35
Мне приятно было прочитать Вашу статью. В тексте чувствуется толерантное отношение к марийскому язычеству и доброта к жителям этих мест. Спасибо!

ответить
 

27 сентября 2013 1:12
//Мне приятно было прочитать Вашу статью.//
Спасибо много! Три литра самогона думаю хватит!!!

ответить
 

12 января 2011 2:05
Большое спасибо автору.

ответить
 

4 октября 2010 6:13
Как интересно. Здорово! Сегодня 4 октября. А завтра Всемирный молебен. Случайно открыла этот сайт. Я марийка,но ничего про это не знала, т.к. родители были раскулачены и нам ничего не рассказывали. Мы могли только догадываться о наших традициях. Наверное боялись. Спасибо автору сайта. Я сегодня очень счастлива.

ответить
 

27 сентября 2013 12:22
//А завтра Всемирный молебен.//
О каком "всемирном" молебне может идти речь? Что черемисы уже во всем Мире наплодились, и своего идола всему миру навязали? Какой БРЕД!!!

ответить
 

svantibor2, 2 октября 2011 6:32
Уважаемая! До Вас возвращается генетическая память и вы снова в кругу событий которые были у вашего народа тысячелетиями. Празднуйте свои родные праздники, проносите млитвы своим Родны Богам ибо чужой богоматери и чужому богу вы не нужны. И вы найдете счасте в этом мире. С уважением Свантибор

ответить
 

27 сентября 2013 12:27
Эй кереметь-шамыч под ником свантибор2! Ты сначала прочисти свои загнившие глазенки от трахомы, а потом что то царапай!!! Ржу нимагу!!!

ответить
 

1 февраля 2014 11:09
ты натуральное падла, Россию не любят во всём мире, потому что есть такие особи как ты.

ответить
 

4 февраля 2010 6:51
здорово...скучаю по этим местам...конкретно в этом месте я не была,но природа одна и та же...)

ответить
 

27 сентября 2013 12:29
//конкретно в этом месте я не была,но природа одна и та же...)//
Если ты не была, дак с чем сравниваешь...???

ответить
 

31 июля 2009 11:43
Маленьким был на мольбище (с дедом и бабушкой). Что-то вспомнилось. Спасибо.

ответить
 

27 сентября 2013 12:30
//Что-то вспомнилось.//
Вспомнилось как о пенек черепушкой своей бился что-ли?

ответить
 

pronatali, 29 мая 2009 7:09
Вот это да! Познавательно и очень интересно!
Спасибо!

ответить
 

27 сентября 2013 1:54
//Вот это да! Познавательно и очень интересно!//
Это еще чепуха! А вот деревенские, марийские свадьбы, это даааа!!! На столах лепешки, в вазах яблоки, в чайниках самогонка на курином помете! У жениха с невестой самогон в графине, или в бутылке! Но мутность самогона никак не спрячешь! Жених с невестой так нажираются, что мама не горюй!!! Гуляет вся деревня! Двор дома превращается в общественный туалет! Гости которые пережрались самогонки, не могут оторвать свой зад от скамейки, так-как при отрыве задницы, прошибает понос. Я был шакирован увиденным на такой свадьбе. Хорошо что мне тогда было 10 лет, и наблюдали мы с братом невесты с печки. Не поверите, но факт!!! К вечеру свадьба превратилась в групповую драку. Некоторые гости вспомнили все обиды на жениха, и ему тоже досталось от гостей! Кто-то попытался украсть невесту со свадьбы. Лучше-бы он этого не делал! Отец жениха его так отделал, что на следующий день того поместили в больницу от побоев! Все-же невесту украли! Вернее не украли, а она сама втихаря сбежала с другом жениха на сеновал друга. А вот мы-то все видели! Хотя брату на сестру стыдно было смотреть, но он тоже подглядывал как его сестру друг жениха на сеновале отымел!!! И не проболтаешься! Ведь его родной сестре кирдык будет!
Вот это свадьба! Вот это я понимаю! Как в старом анекдоте - (Возглас: Кто ещё невесту не имел? Ответ: Я! Возглас: А кто ты такой? Ответ: Жених!!!)

ответить
 

5 декабря 2013 5:13
// Двор дома превращается в общественный туалет! //
Блин чё тут же жрут и тут же срут чёль? Это же не культурно.И невесту отымел друг жениха зачем?Марийцы оказывается весело свадьбу отмечают)))

ответить
 

10 октября 2008 4:19
Очень захотел увидеть это вживую, отлично, что такие древние традиции живут. Спасибо автору!

ответить
 

27 сентября 2013 12:32
//Очень захотел увидеть это вживую//
Не советую!!! Спать плохо будешь! Идолы и бесы сниться постоянно будут!!!

ответить
 

10 октября 2008 4:17
Спасибо автору, очень интересно!

ответить
 

27 сентября 2013 12:35
//Спасибо автору, очень интересно!//
А что именно Вас заинтересовало? Как в три ноги черемисы пляшут, или что-то другое?

ответить
 


Оставьте сообщение:
 


Wise-Travel.ru — отзывы туристов

2007-2016, help@wise-travel.ru